Комитет государственных доходов (КГД) Министерства финансов продолжает бороться с системными причинами коррупции, в том числе в собственных рядах. Сегодня в ходе Международной конференции, посвященной противодействию коррупционным преступлениям в органах государственных доходов, руководители управлений внутренней безопасности КГД Минфина признались, что более 70% оказываемых Комитетом госдоходов услуг, в том числе налоговое и таможенное оформление, переведены в электронный режим. Это позволило в разы сократить контакты госслужащих с бизнесом и гражданами и больно ударило по взяточничеству, так как во многих случаях ни у кого просто нет физической возможности дать или взять «незаконное вознаграждение».
По словам руководителя Управления внутренней безопасности Департамента государственных доходов по городу Астане Орына Турлыбаева, чем проще и прозрачнее получение госуслуг, тем меньше уровень коррупции. К примеру, в органах госдоходов с марта 2012 года получение лицензий на реализацию алкогольной продукции осуществляется электронным способом. Это не только исключает коррупционные риски, но и облегчает условия для ведения бизнеса, сокращает время на получение разрешения. Также проводится регистрация налогоплательщика в качестве индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, медиатора. Получение справки о наличии или отсутствии налоговой задолженности, предоставление форм налоговой отчетности тоже переведены в электронный формат. Более 70% услуг КГД Минфина сегодня полностью автоматизированы.
Орын Турлыбаев привел такую статистику по электронному документообороту КГД: для бизнеса было оказано 35% от всех услуг, для населения – 24%, на таможенные услуги пришлось 8,4% и т. д.
«Исследование продемонстрировало, что электронный способ оказания государственных услуг снижает коррупцию примерно в четыре раза. Дача нелегального вознаграждения снизилась с 5% в 2008 году до 0,7% в 2015 году. С 6,3 до 4,2 минуты удалось сократить время обслуживания одного налогоплательщика. А после реконструкции здания Центра таможенного оформления в Астане с участниками внешнеэкономической деятельности работа осуществляется на безбарьерной основе. Только за первое полугодие текущего года на этом таможенном посту оформлено свыше 6 тыс. таможенных и грузовых деклараций, объем поступлений составил более 12 млрд тенге», – рассказал Орын Турлыбаев.
В свою очередь руководитель Управления внутренней безопасности Комитета госдоходов Минфина РК Болатбек Хусаинов заметил, что в настоящее время из 52 государственных услуг 34 госуслуги КГД полностью автоматизированы. К тому же в настоящее время внедряется электронный аудит, который позволит минимизировать сроки нахождения проверяющего у налогоплательщиков. Вводится единая система прохождения таможенных процедур, реализуются меры электронного декларирования. Предусмотрен «зеленый коридор» для 300 компаний. Планируется введение «зеленого коридора» для других участников внешнеэкономической деятельности. Все это укладывается в общую канву перехода на субъектоориентированность.
В то же время среди предпосылок коррупциогенности внутри самой структуры Комитета госдоходов Болатбек Хусаинов выделил несколько, в том числе: несовершенство отдельных стандартов и госуслуг, риски при прямом контакте должностных лиц с населением, а также крайне низкий уровень заработной платы.
«Крайне низкий уровень оплаты труда и социальных гарантий работников. Это прежде всего касается административного блока налоговой и таможенной службы. К примеру, ежемесячная зарплата ведущего специалиста таможенной службы со стажем от 1 до 2 лет после всех социальных отчислений, с удержанием подоходного налога составляет чуть более 35 МРП. Причем других конкретных адресных социальных гарантий работников, в том числе связанных с обеспечением жилья, обучением детей не предусмотрено», – посетовал Болатбек Хусаинов.