Недавнее внесение изменений в денежно-кредитную политику государства маловероятно стабилизирует экономику. Это может случиться только если этот шаг не подкреплен долгосрочными (далеко идущими) структурными реформами. Несмотря на то, что правительство долгое время отрицало факт того, что девальвация находится где-то на горизонте в ближайшее время, 20 августа Национальный Банк отправил национальную валюту тенге в свободное плавание. Тем не менее, разгром цен на нефть, ослабление экономического роста в России и Китае, рублевая и юаневая девальвация оказали значительное давление на экономику Казахстана и тенге, что вынудило правительство приступить к действию.
Новая экономическая политика государства направлена на балансирование ценовой стабильности и экономического роста. В новом режиме денежно-кредитной политики, Казахский национальный банк будет cтремиться достичь 6-8% инфляцию в среднесрочной перспективе. В то же время, правительство планирует провести ряд структурных реформ для стимулирования экономики. Новая экономическая политика была вынужденной, вследствие глобальных экономических изменений. Об этом в своей статье пишет корреспондент информационного агентства Maplecroft .
Падение цен на сырьевые товары и экономические трудности ключевых торговых партнеров Казахстана - России и Китая не только увеличили давление на государственные финансы Казахстана, но снизили конкурентоспособность экономики страны. Как сообщается, новая денежно-кредитная политика стала ответом на давление на казахстанские предприятия, а девальвация рубля увеличила ценовую конкурентоспособность продукции российского импорта, в частности, продуктов питания и строительных материалов. На самом деле, некоторые казахстанские бизнес-ассоциации приветствовали новый валютный режим.
В то время как девальвация уменьшит давление на операционные расходы предприятий, структурным реформам будет сложно поддерживать незамедлительную выгоду от ослабления казахстанской валюты. Крах цен на нефть стал помехой правительству Казахстана в поддержке экономической диверсификации и предзнаменовал дальнейшую зависимость государства от экспорта сырьевых товаров после почти 20 лет независимости. Общим ожиданием продолжительно низкой цены на нефть в данный момент является обеспечение стимула для сдвига в модели экономического развития. В ответ на структурные реформы, Национальная ассоциация предпринимателей "Атамекен", призвала правительство резко сократить долю государства в экономике, повысить ликвидность тенге, и снизить налоговую нагрузку на бизнесменов.
Как и в прошлом, государство следовало за девальвацией с политикой, решив ударить по зарплате учителей с января 2016 года, тем самым повысив влияние девальвации. Тем не менее, этого не произойдет, так как этот шаг является частью консолидированной экспансионистской фискальной политики.
Премьер-министр Казахстана Карим Масимов заявил, что государство не будет опираться на Национальный фонд, кроме уже объявленных ассигнований, предполагая, что стоит установить ограничения на государственные расходы. Сокращение государственных расходов, в свою очередь, может включать кризисные риски для экономики, если рост частного сектора не может быть поддержан структурной реформы.
Правительство проявило открытость к реформе, предположив, что в будущем необходимо будет на 8% снизить налог, которым облагается 39 нефтяных и газовых компаний, которые также являются низкорентабельными операторами. Более обширная программа реформ ожидается к концу сентября после переговоров между правительством и ассоциацией предпринимателей "Атамекен". Министр по развитию и инвестициям Асет Исекешев уже указал, что особое внимание правительство будет уделять четырем секторам, в числе которых будет осуществляться поддержка посредством суверенных гарантий. Данными секторами являются нефтяная и газовая промышленность, цветные металлы, агрохимическое производство и пищевая промышленность.
Неясно как правительство Казахстана смирится с такими расходными обязательствами, как увеличение заработной платы учителей, понижение налоговых поступлений и мораторий на дальнейшее использование средств национального фонда. Остается ждать, приведут ли переговоры с бизнес-сообществом к структурным реформам. Тем не менее, cтоит отметить, что до сих пор правительство,по всей видимости, не проводит последовательную экономическую стратегию в условиях продолжающегося кризиса.