Накануне уборочной кампании по уже сложившейся традиции в Казахстане начинаются разговоры о дефиците горюче-смазочных материалов (ГСМ) и росте цен на самые ходовые марки топлива. Принимая во внимание сегодняшние реалии, вердикт видится неутешительным: повышения – ждать, к дефициту – готовиться.
Как известно, 30% бензина марки АИ-92 в Казахстан завозится из России. У соседей этот вид топлива в среднем продается на АЗС по 33 рубля, или около 120 тенге за литр. С учетом дополнительных расходов на транспортировку ввоз российского бензина на территорию РК сегодня более чем невыгоден. Единственный вывод, который напрашивается из сложившейся ситуации, – Казахстан ждет дефицит топлива. Особенно если учесть тот факт, что Павлодарский нефтехимический завод (ПНХЗ), который ежегодно останавливается на капитальный ремонт, в 2015-м его еще не проводил. А на долю ПНХЗ приходится более 50% производства самой ходовой марки бензина в РК. Выход видится только один – цена на АИ-92 должна быть повышена – только так, по мнению экспертов, удастся создать условия для поставок в страну импортного бензина и исключить переток ГСМ в близлежащие республики.
Генеральный директор BRB INVEST Галим Хусаинов уверен: роста цен на АИ-92 не избежать. По словам эксперта, цена на ГСМ в Казахстане зависит от нескольких факторов. Во-первых, от цены на нефть. Учитывая, что в последнее время мы наблюдаем ее падение, этот фактор должен сыграть на понижение стоимости ГСМ, отмечает Хусаинов.
«Однако в стране полным ходом идет реконструкция заводов, что требует привлечения капитальных затрат, – продолжает он. – Источником таких затрат выступают заемные средства, которые необходимо обслуживать, а учитывая подорожание всего технологического оборудования из-за отправки тенге в свободное плавание, НПЗ будут повышать стоимость переработки с целью возможности обслуживания корпоративного долга. Соответственно, второй фактор влечет увеличение стоимости ГСМ». Как и третий – сезонные пошлины на мазут. С началом отопительного сезона обычно вводятся пошлины на экспорт мазута, что уменьшает его стоимость на внутреннем рынке. Учитывая высокую долю мазута в переработке, убыток от его продажи компенсируется за счет ГСМ, полагает Хусаинов.
«В-четвертых, технологически мы не имеем возможности выпуска бензина марки АИ-92 без добавления импортных присадок – после скачка курса основные компоненты по повышению октанового числа явно подорожают, – подчеркивает он. – И, наконец, пятый фактор – свободный курс тенге, который привел к подорожанию нефти на местном рынке в тенговом выражении».
При этом, по словам Хусаинова, нельзя не принимать во внимание и тот факт, что тенге ослаб по отношению к рублю: «Никто поставлять российский бензин себе в убыток не будет, и если цена в РК будет ниже закупочной цены в России, мы увидим сокращение поставок». Напомним, за последний месяц российская валюта укрепилась на 16%, с 18 августа – на 25% (см. рис.).
Глава BRB INVEST предполагает, что повышение стоимости АИ-92 произойдет после завершения уборочной кампании, однако главный ориентир – имеющиеся складские запасы топлива и темпы их сокращения. На 12 февраля Казахстан располагал следующими запасами топлива: АИ-92 – 244 тысячи тонн, АИ-80 – 86 тысяч тонн, дизельное топливо – около 300 тысяч тонн.
Источник: Национальный банк РК.
Справка
Последнее изменение предельной стоимости ГСМ в Казахстане проводилось 26 мая. Цена на бензин марки АИ-92 была повышена с 99 тенге до 108 тенге за литр. На другие виды ГСМ она осталась прежней: АИ-80 сегодня стоит 89 тенге за литр, дизельное топливо – 99 тенге.