Объекты жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) Казахстана изношены почти до критического уровня. При этом страна отстает в плане модернизации ЖКХ от соседей по ЕАЭС и государств Восточной Европы: в России к обновлению жилищно-коммунального фонда приступили 5 лет назад, а в странах Прибалтики и бывшего социалистического лагеря модернизация ведется последние 10-15 лет. В свою очередь, износ коммунальных сетей в нашей республике вызывает определенную тревогу: на 70% изношены электрические сети, на 68% – теплосети и на 66% – сети водоснабжения. Притом, что уровень потерь в них составляет 12%, 20% и 18%, соответственно.
Именно поэтому в стране объявлен план широкомасштабной модернизации ЖКХ, который хоть и с определенным отставанием, но позволит Казахстану достичь уровня обновления всего жилищно-коммунального хозяйства и эффективности работы коммунальных предприятий как в восточноевропейских государствах. Содействовать этому процессу будет Евразийский банк реконструкции и развития (ЕБРР).
По словам председателя Комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции Министерства национальной экономики РК Серика Жумангарина, раньше никто не обращал никакого внимания на качество и реалистичность инвестиционных программ. По большей части они были фикцией, потому что никто не выезжал на объекты естественных монополий. Сейчас же ситуация в корне изменилась и во главу угла будет поставлено именно реальное наполнение инвестпрограмм в сфере естественных монополий, которые в свою очередь должны дать толчок реорганизации и оптимизации жилищно-коммунального хозяйства страны.
В частности, заместитель Серика Жумангарина по антимонопольному комитету Асан Дарбаев рассказал, что в настоящее время в рабочие группы с участием специалистов Комитета по регулированию естественных монополий было подано 7 заявок-проектов – инвестиционных программ по модернизации сетей тепло- и водоснабжения. Только две инвестпрограммы были одобрены, тогда как пять проектов оказались отправлены на доработку.
Кроме того, Асан Дарбаев привел конкретные примеры по Восточно-Казахстанской, Павлодарской областям, а также городу Астане. Износ сетей водоснабжения и канализации в разрезе этих регионов составил от 40% до 75%, а их общие потери варьировались в пределах 20% потерь предприятий. При этом на модернизацию системы они запрашивали от 1 млрд до 10 млрд тенге капиталовложений. Однако, при более детальном изучении проектов выяснилось, что на замену и прокладку новых труб в ряде областей, согласно поданным инвестпрограммам, предусматривалось лишь порядка 30% от запрашиваемых сумм на модернизацию. Тогда как остальные инвестиции предусматривалось израсходовать на покупку легкового автотранспорта и пополнение автобусного парка предприятий, строительство и ремонт боксов, корпусов и других помещений, приобретение оргтехники и так далее. Естественно, эти заявки были отклонены и отправлены на доработку.
В то же время, представитель ЕБРР в Казахстане Анар Омарова пояснила, что Казахстану предстоит пройти нелегкий путь модернизации всего жилищно-коммунального хозяйства. Однако начинать догонять страны Восточной Европы, Прибалтики и ЕАЭС необходимо приступать уже сегодня. Например, предстоит отказаться от морально устаревшей еще советской сетки тарифообразования. Потребуется исключить ряд бюрократических проволочек, сделать систему начисления тарифов более прозрачной и, конечно же, поднять уровень привлекательности инвестиционной составляющей в казахстанском ЖКХ. По ее словам, необходимо отрегулировать механизм индексации цен на топливо, а также проработать возможность субсидирования бюджетом потребителей в качестве компенсации на первоначальном этапе при обязательном повышении тарифов на воду, электроэнергию и отопление. Чтобы не вызывать социальных катаклизмов и напряженности.
К примеру, рост тарификации на коммунальные услуги предприятий является уже решенным вопросом. Как отметил на сегодняшней встрече председатель Антимонопольного комитета Серик Жумангарин, стоимость теплоэнергии будет увеличиваться ежегодно на 18-20% и в конечном итоге вырастет на 100% за пять лет. Тарифы на воду увеличатся на 150% за те же пять лет.
Между тем, по заверениям Серика Жумангарина, Казахстан уже в этом году полностью газифицирует три области – Костанайскую, Актюбинскую и Мангыстаускую. Сотни тысяч людей получат доступ к голубому топливу. Притом что на очереди к газификации в следующем 2016 году находятся еще пять областей.
Кроме того, по словам Анар Омаровой, ЕБРР целиком взялся за Кызылординскую область в качестве «пилота» по модернизации ЖКХ перед продвижением подобного проекта уже в масштабах всей страны. Уже есть определенные успехи, которые можно экстраполировать и на остальные регионы республики.
В целом, за все годы сотрудничества ЕБРР выделил на развитие казахстанских проектов 6,5 млрд евро. Причем, 2,5 млрд евро – направили в сектор инфраструктурного развития Казахстана. Из них 20% инфраструктурных вложений ЕБРР предназначались на модернизацию тепло- и водоснабжения, оптимизацию работы городского транспорта, а также утилизацию твердых бытовых отходов. Сейчас ЕБРР одобрил 15 совместных с банком казахстанских проектов. Шесть проектов ожидают принятия решения. Так, в 2015 году только на модернизацию водоснабжения в Казахстане ЕБРР одобрил выделение гранта в 150 млн евро. Кроме того, в нынешнем году европейские банкиры дали «зеленый свет» на проект модернизации казахстанских теплосетей. Всего на теплоснабжение по линии ЕБРР в 2015 году будет выделено 200 млн евро. Европейский банк реконструкции и развития финансирует проекты на паях с госорганами, которые включаются в них долями от 20% до 40% от общей стоимости проекта.