Сроки модернизации нефтеперерабатывающих заводов откладываются – предполагаемая стоимость работ растет. Последний обозначенный срок – 2016 год, последняя озвученная сумма – свыше $6 млрд. Однако вопрос с поиском финансирования не решается.
Недавно заместитель генерального директора по маркетингу компании «КазМунайГаз – переработка и маркетинг» Ерлан Койбагаров говорил о том, что на темпы модернизации нефтеперерабатывающих заводов влияет множество факторов. Наличие денежных средств – естественно, в их числе. По словам спикера, один из источников поступления денег– процессинг, средства, получаемые от давальцев, которые перерабатывают на заводах свое сырье. На 2015 год пересмотрен прогноз по переработке – с 15 млн тонн на 14,3 млн тонн, то есть потенциальные средства, которые можно было бы получить от переработки 700 тыс. тонн, уже можно считать потерянными. Плюс на объемы переработки может влиять дешевый российский бензин, учитывая, что в первые два месяца этого года его было завезено гораздо больше, чем предполагает индикативный баланс. Министерство энергетики РК сообщало, что в январе поступило 180 тыс. тонн топлива вместо 90 тыс. тонн, в феврале – 140 тыс. тонн вместо с 80 тыс. тонн. В общей сложности в этом году из России должно быть завезено не более 1,1 млн тонн ГСМ.
По мнению Олега Егорова, главного научного сотрудника Института экономики МОН РК, снижение объемов переработки едва ли может повлиять на планы по «преобразованию» заводов. Определенную сумму на модернизацию выделяет государство. Ранее речь шла примерно о $4 млрд для всех трех НПЗ, сейчас цифра увеличена до $6 млрд. Вопрос в том, где взять эти средства. «Если 5 лет назад мы могли легко их найти – в том же Национальном фонде, частично вынуть оттуда, то сегодня Национальный фонд уже распечатан, но на другие нужды – на развитие малого бизнеса, транспортной инфраструктуры. Поэтому из данного источника уже практически нельзя ничего взять: времена сейчас сложные, а «подушка безопасности» должна сохраняться», – отмечает эксперт. По его мнению, главная причина, почему сейчас появились разговоры о возможном переносе сроков модернизации НПЗ, – это как раз потому, что «пока не знают, где взять средства».
Сергей Смирнов, эксперт в нефтегазовой сфере, согласен с тем, что сроки модернизации продлеваются вовсе не из-за наплыва российской нефти – наплыва попросту нет. «В 2010 году «КазМунайГаз» заявлял, что модернизация трех заводов будет закончена в 2014 году. Идет 2015-й – определенные работы на китайские инвестиции проводятся лишь на Атырауском заводе», – отмечает собеседник.
Он также указывает на увеличившуюся за несколько лет стоимость работ: сроки завершения модернизации откладываются – стоимость растет. «Свыше $6 млрд – несколько лет назад за эти деньги можно было построить завод, перерабатывающий 10 млн тонн нефти», – говорит эксперт. К тому же потом деньги, если предполагается, что они будут заемными, нужно будет возвращать с процентами, значит, придется повышать цены на нефтепродукты.
По мнению Сергея Смирнова, профильное министерство упустило время, когда цены на нефть были высокими. А у самих НПЗ средств на модернизацию просто нет, так как они работают по процессингу, стоимость которого устанавливается правительством. Но самое главное – нет и нефти, которая могла бы поступать на наши заводы. Эксперт пояснил свою мысль: «Сейчас перерабатывается немногим более 14 млн тонн, из них половина – российская. Заявлялось, что после модернизации будет перерабатываться 18,5 млн тонн. Вопрос: где взять эти 4 с лишним млн тонн нефти, чтобы загрузить мощности модернизированных заводов? Такого объема просто нет. В последние три года мы не можем перескочить в добыче уровень в 81 млн тонн. Министерство заявило, что основными источниками увеличения объемов добычи будут Тенгиз и Кашаган, можно еще Карачаганак подключить. Но эти три проекта работают по Соглашению о разделе продукции, и поэтому они не обязаны поставлять нефть для переработки на наши заводы, даже если произойдет увеличение добычи. Хотя, произойдет ли оно? По Тенгизу собираются к концу года определиться с проектом расширения, Кашаган не ясно, когда будет работать».
По мнению аналитика, «складывается впечатление, что министерство вообще не заинтересовано в модернизации НПЗ – если посмотреть ретроспективу решений о сроках и стоимости модернизации». Сергей Смирнов приводит в пример Россию – модернизация нефтеперерабатывающих заводов там оказалась весьма успешной, и сейчас все предприятия производят топливо классов Евро-4, Евро-5. У нас застряли на Евро-2, к тому же при низкой глубине переработки, и непонятно, когда ситуация изменится.