В Казахстане принято решение о строительстве не одной, а двух атомных станций. Об этом деловому еженедельнику «Капитал.kz» сообщил глава АО «НАК «Казатомпром» Нурлан Каппаров. По его словам, строить их будут в Курчатове и на Балхаше. Что же касается партнеров, то, как заявил Нурлан Каппаров, «в Курчатове – с Росатомом, а на Балхаше открытый конкурс идет, еще не решили».
Между тем окончательное оформление этого решения в виде соответствующих соглашений пока откладывается. По информации «Капитал.kz», изначально планировалось подписание соглашения между Россией и Казахстаном в конце декабря прошлого года во время визита президента РК Нурсултана Назарбаева в Москву. Как сообщил нашему изданию источник, хорошо знакомый с ситуацией, российская сторона подготовила все соответствующие документы, «однако наши казахстанские партнеры не успели пройти все необходимые межведомственные согласования». При этом он затруднился ответить на вопрос о том, когда документ будет подписан. «Мы надеемся, что это произойдет в первом квартале 2015 года», – считает источник.
В свою очередь, отвечая на вопросы о том, на какой стадии находится проект, Нурлан Каппаров заявил, что стадия нулевая. «Надо формировать все: команду создавать, людей нанимать, которые будут заниматься проектированием. Переговоры еще нужны. Скажем так: станция от нуля до ее ввода – это минимум шесть лет, максимум – десять. Считайте, мы в начале первого года». Кроме того, по-прежнему нет окончательной ясности и с конфигурациями предполагаемых станций. Что касается Курчатова, то, по мнению Нурлана Каппарова, это может быть «300 мВт, может 600, может на 1000 мВт пойдем. Этот вопрос будет еще решаться. Главное, что мы это делаем с Росатомом. Это важно».
Напомним, что изначально, с 2007 года речь шла о строительстве станции из двух автономных блоков в Актау на базе российского реактора ВБЭР-300. Было создано на паритетных началах СП, и в дальнейшем стороны предполагали продвижение этого инновационного продукта на рынки третьих стран. Однако по итогам работы правительственной комиссии, которая должна была определить местоположение станции и ее параметры, было принято решение выбрать две другие площадки – Балхаш и Курчатов. Причем первый был назван более предпочтительным. «Район близ поселка Улькен в районе Балхаша является наиболее предпочтительным для размещения АЭС, поскольку он расположен в зоне дефицита электроэнергии и одновременно имеет развитые электрические сети для выдачи мощности от станции. Район Курчатова предпочтителен для рассмотрения в качестве резервной площадки», – заявил бывший тогда председателем комитета по атомной энергии министерства индустрии и новых технологий Мажит Шарипов на семинаре «Казахстан-МАГАТЭ: развитие инфраструктуры атомной энергетики». Тогда же, говоря о типе реактора, который мог бы использоваться на казахстанской АЭС, Шарипов заметил, что предпочтительнее является использование «референтного легководного реактора на тепловых нейтронах поколения III или III+». В результате было принято соломоново решение, и станции будут строить и на Балхаше, и в Курчатове. Что касается конфигураций, то по нашей информации, российская сторона в лице Росатома предлагает строить в Курчатове станцию мощностью в 1000 мВт и не планирует участие в конкурсе по строительству станции на Балхаше, где предполагается строительство двух блоков по 1000 мВт. Однако Нурлан Каппаров не подтвердил, но и не опроверг данную информацию. «Это открытый вопрос: средний, малый или большой. Для одной – точно тысячник, как минимум», – заявил он.
Если с тем, кто будет строить станцию в Курчатове, наступила какая-то определенность, то с вопросом кто станет участником конкурса по строительству второй станции, ясности пока нет. Следует отметить, что реакторы III поколения были впервые разработаны в 1990-х годах. Некоторые из них в настоящее время сооружаются; как правило, они относятся к реакторам с легководным теплоносителем. «Мы ведем разговор с большим числом компаний. Росатом, японцы, корейцы», – прокомментировал ситуацию Нурлан Каппаров. Что же касается условий конкурса, то по его словам, «там много компонентов. И безопасность, и экономика, и стоимость, и финансирование. Там много аспектов, поэтому все опции открыты». Стоит отметить, что почти со всеми потенциальными участниками конкурса у «Казатомпрома» уже существуют деловые отношения. С французской компанией Areva создано СП IntegratedFuelAsiaStar (IFASTAR), по ТВЭЛам (тепловыделяющим сборкам – основном сырье для атомной энергетики), кроме того, «Казатомпром» владеет 10% американской компании «Westinghouse». Что касается корейцев, то именно КЕРСО строит Балхашскую ТЭС. И хотя, согласно нашей информации, наиболее продвинулся вперед вариант, предложенный Toshiba-Westinghouse, не исключено, что победителем станет компания из Китая. Поскольку, по оценкам специалистов, стоимость строительства атомной станции составляет в среднем от 4000 до 6000 долларов за 1 киловатт. Таким образом, если будет принято решение о строительстве станции мощностью 1000 мВт, оно обойдется в 4-6 млрд долларов. И остро встанет вопрос об источниках финансирования. А Китай известен своей активностью в предоставлении кредитов различным государствам, равно как и то, что подобные инвестиции зачастую связаны с попутной загрузкой соответствующими заказами собственных китайских производителей.
Необходимо подчеркнуть, что в начале декабря национальная компания «Казатомпром» подписала соглашения о
стратегическом партнерстве в сфере атомной энергетики с китайскими компаниями
China Guandong Nuclear Power Company (CGNPC) и China National Nuclear
Corporation (CNNC). А глава «Казатомпрома» Нурлан Каппаров встретился с директором Управления по атомной энергии КНР
(CAEA) Сюй Дачжэ, председателем правления Китайской государственной ядерной
корпорации (CNNC) Сун Чин, генеральным директором Китайской генеральной
ядерно-энергетической корпорации (CGNPC) Чжан Шанминь, а также посетил атомную
электростанцию Дайя Бэй в Шеньжэнеь. Кроме того, на
сегодняшний день Казахстан имеет тесные контакты в атомной сфере с
китайской Гуандунской
ядерно-энергетической корпорацией, с которой у «Казатомпрома» подписан
долгосрочный контракт на поставку концентратов природного урана.