Российский премьер Дмитрий Медведев угрожает Украине резким сокращением экспорта украинских товаров. Предполагается, что такое же резкое сокращение экспорта украинских товаров ждет и Казахстан. Вопрос только в том, нужно ли Казахстану искусственное сворачивание торговли с Украиной.
В российской «Независимой газете» была опубликована статья председателя правительства России Дмитрия Медведева, в которой автор говорит о возможных потерях Украины. В частности, о том, что Украина может потерять до 15 млрд долларов, когда страны ТС примут меры для защиты своего рынка из-за ее ассоциации с Евросоюзом.
По мнению главы правительства России, следствием тарифной либерализации, которая охватит до 98% товаров из Европы, станет постепенное вытеснение европейской продукцией конкурентов с украинского рынка, а вторая волна европейского торгового «цунами» вынесет весь этот объем на рынки стран Таможенного союза России, Беларуси, Казахстана и ухудшит условия бизнеса в рамках ТС.
«Конечно, мы… примем ответные меры, результатом которых станет кардинальное снижение экспорта украинских товаров в Россию, Белоруссию и Казахстан. В этом случае потери Киева могут составить до 15 миллиардов долларов», - пишет Медведев в своей статье.
Ассоциация предусматривает углубление экономических отношений Украины и Евросоюза, гармонизацию в области права и создание зоны свободной торговли. В полном объеме документ вступит в силу после ратификации парламентами стран - членов ЕС.
Пока соглашение об ассоциации Украины и Евросоюза ратифицировали в основном восточноевропейские страны - Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Румыния, Болгария, Эстония, Латвия, Литва, Швеция и Мальта.
Основная часть соглашения об ассоциации Киева и Евросоюза вступила в силу 1 ноября, кроме раздела о создании зоны свободной торговли, который начнет действовать 1 января 2016 года.
Если охарактеризовать отношения Казахстана и России в рамках Таможенного союза как братские, то русский брат изо дня в день становится все более нервным и дерганным.
И началось это не после того, как украинцы прогнали Виктора Януковича и избрали другого президента и Раду, и не после введения США, Евросоюзом, Канадой, Австралией и Японией санкций против России, а гораздо раньше.
Кстати, и до подписания договора о Таможенном союзе, и после подписания.
Правда, обострения случались гораздо реже. Например, весной 2011 года, когда Россия после войны с Грузией, пыталась втянуть Казахстан в этот конфликт. Тогда глава Российской санитарно-эпидемиологической службы Григорий Онищенко призвал Казахстан запретить импорт вина и безалкогольных напитков из Грузии. Неуклюже обосновывая свое заявление, Онищенко сказал, что грузинские вина не соответствуют стандартам качества и что запрет необходим для обеспечения надлежащего функционирования Таможенного союза.
А потом Россия получила то, что и должна была получить.
Заявление Онищенко вызвало недовольство как в Казахстане, так и в Грузии. Министерство экономического развития и торговли Казахстана заявило, что этот вопрос должен быть обсужден исключительно через многосторонние переговоры. А большинство казахстанских экспертов считали, что за всем этим стоит политика.
Между тем грузинские СМИ цитировали слова директора Ассоциации «КазАлко» Амиржана Калиева о том, что данный запрет противоречит экономическим интересам Казахстана, а импорт грузинских вин и минеральной воды не является нарушением правил Таможенного союза. Более того, Казахстан не намерен реэкспортировать грузинские алкогольные напитки третьим странам.
Время от времени Россия пыталась втянуть Казахстан и в другие конфликты, которые сама же инициировала. Можно также вспомнить рекомендации России по поводу конфет украинской компании «Рошен». Россияне в них что-то нашли, тогда как казахстанцы кроме конфет так ничего и не нашли.
И таких случаев, когда Казахстан пытаются втянуть в торговые войны, наберется с дюжину.
Все потому, что Россия и Казахстан вкладывают в суть Таможенного союза разные вещи. Россия надеется сделать из него военно-политический союз с элементами экономической интеграции, тогда как Казахстан воспринимает его как чисто экономическую интеграцию, лишенную политической подоплеки.
Украина взволнована
Украине ухудшение торговых отношений с Казахстаном не нужно по определению. Тем более на фоне резко ухудшающихся торговых и иных отношений с Россией.
Так, в конце августа 2014 года первый заместитель министра экономического развития и торговли Украины Анатолий Максюта заявил о том, что «мы уделяем очень большое внимание нашему сотрудничеству, хотя объем торговли в последнее время ухудшился». «Эти вопросы были обсуждены между делегациями, и мы пришли к тому, что в ближайшее время будет проведена межправительственная экономическая комиссия, целью которой является обсуждение всего комплекса проблем наших отношений. В значительной степени это отношения не только между Украиной и Казахстаном, но и отношения между Украиной и Таможенным союзом. Поэтому мы договорились о том, что мы будем работать над снятием всех ограничений, которые есть сегодня в торговле из-за применения ограничительных мер к отдельным видам товаров... Я думаю, что в ближайшее время эти вопросы будут детально обсуждены и будет наработан план улучшения торговых отношений с Казахстаном», - продолжил он.
И взволнованность украинцев понять можно.
Время от времени Казахстан прогибался под давлением со стороны России. Так, летом 2012 года Казахстан ввел импортные пошлины на экспорт украинских кондитерских изделий. Украина посчитала их дискриминационными и намеревалась обратиться с требованием урегулировать ситуацию в соответствии с правилами зоны свободной торговли СНГ от 1994 года. Тогда ситуацию урегулировали.
Причем обе стороны не могут игнорировать торговлю между странами. Она взаимовыгодна.
Так, еще в апреле 2013 года первый вице-премьер-министр Украины Сергей Арбузов в ходе одиннадцатого заседания совместной Межгосударственной украинско-казахстанской Комиссии по экономическому сотрудничеству с энтузиазмом рассказывал о казахстанско-украинской торговле.
«Торгово-экономические отношения наших стран динамично развиваются и дают все основания для оптимизма. Сегодня Казахстан – наш 3-й торговый партнер среди стран СНГ и 8-й в мире», - констатировал чиновник.
Напомним, что в 2012 году объем торговли между Украиной и Республикой Казахстан составил 4,2 млрд долларов и увеличился по отношению к 2011 году на 443,86 млн долларов.
Понятно, что такие цифры торговли не могут игнорировать ни в Астане, ни в Киеве, даже несмотря на войну на Донбассе и очень плохие отношения между Украиной и Россией.
Тем более, что Россия не всегда соблюдает ею же подписанные договоренности. Особенно в рамках Таможенного союза и особенно накануне запуска Евразийского экономического союза 1 января 2015 года.
Ярким примером такого несоблюдения можно назвать поведение России после того, как она в начале августа 2014 года ввела ответные меры на западные санкции. Согласно указу президента России Владимира Путина на 1 год под ограничения или запрет попадает ввоз отдельных видов сырья, сельхозпродукции и продовольствия из стран, которые поддержали антироссийские меры.
Сразу надо сказать, что эти меры участник Таможенного союза принял в одностороннем порядке, без согласования или уведомления своих партнеров по интеграционному объединению.
А потом Россия стала ограничивать ввоз продовольствия из Казахстана и Беларуси под предлогом реэкспорта. Сначала это были просто эпизоды, которым не придавали особого значения ни в Минске, ни в Астане.
Но затем были введены ограничения в торговле с Беларусью, на которые президент этой страны Александр Лукашенко отреагировал оперативно. Сначала выставил таможенные посты на границе, потом – потребовал от правительства перевести расчеты в торговле с Россией на доллары и евро.
Главное, Россия не соблюдает соглашения в рамках Таможенного союза, не считается с партнерами и считает излишним согласовывать с ними свои действия. Как раз такими же выглядят угрозы российского премьера Дмитрия Медведева, озвученные в его статье в «Независимой газете». На самом деле глава правительства России фактически выступает от имени всего Таможенного союза, без предварительного уведомления и согласования своей позиции. И только поэтому Казахстан может считать мысли, высказанные в статье Медведева его, российского премьера, личной точкой зрения.
Думаю, Казахстан в искусственном сворачивании торговли с Украиной не заинтересован. Хотя бы по причине наличия у наших чиновников гордости. И стремления вести свою собственную торговую политику.