На днях представители Исламского государства (ИГ) угрожали разжечь войну на российском Кавказе. Также боевики грозятся активизировать свою деятельность в странах Центральной Азии. По мнению политолога и директора общественного фонда «Real Politik» Серика Бельгибая, все заявления, которые, так или иначе касаются ИГ, к Казахстану можно отнести лишь с оговорками.
«В Ираке и Сирии ИГ активно развернулись. Там подобный конфликт назревал давно, еще со времен Хуссейна. При нем шииты оказывались под серьезным давлением, теперь ситуация совершенно иная. В какой-то степени это конфликт между суннитами и шиитами, если говорить о Ближнем Востоке», - сказал аналитик в интервью корреспонденту делового портала Kapital.kz.
В России, продолжает он, также существует риск активизации терроризма и подобных ИГ организаций.
«Не обязательно это будет регулироваться из центра ИГ. Возможно, что это будут местные организации. Тем более на Северном Кавказе они существуют», - говорит Серик Бельгибай. Что касается нашей страны, то здесь, по словам политолога, борьба с экстремизмом, зачастую, представляет собой охоту на ведьм.
Реально опасаться военизированных атак исламистов стоит и нам, и нашим соседям по региону, считает политолог Расул Жумалы. По его мнению, в данном случае, лучше «эту угрозу переоценить, чем недооценить». Эксперт напоминает прошлые конфликты в Центральной Азии, где активно участвовали исламисты.
«Прецеденты уже были, причем близко к нашим границам. В Афганистане, когда Талибан был особенно активен, они предпринимали попытки прорваться вглубь Центральной Азии. Еще можно вспомнить взрывы в Ташкенте, события 2005 года в Андижане, 2011-2012 годы, когда была серия терактов в Казахстане. Все это звенья одной цепи. Я не говорю, что все это координируется из какого-то единого центра, но цель всех этих акций, движений и войн одна – создание Исламского Халифата, государства, как угодно», - сказал Расул Жумалы в разговоре с корреспондентом Kapital.kz.
За подобными ИГ организациями, как считает Расул Жумалы, стоят богатые монархии Персидского Залива. Сейчас, подчеркнул эксперт, их спонсорство приносит плоды, что видно на примере Сирии и Ирака.
«Там мы видим сильную структуру, которая имеет финансы, в том числе от нефти, и которая популярны в исламском мире. Мы видим, что из пятидесяти стран мира туда едут люди воевать. Не факт, что подобные организации ограничатся Ближним Востоком. У нас нечто подобное может случиться в Узбекистане», - отметил Расул Жумалы.
Дело в том, поясняет он, что в Средней Азии государства слабы идеологически.
«Только нейтральный Туркменистан и Казахстан - из-за географической удаленности от очагов угрозы - могут бояться в меньшей степени», - говорит он.
Тем не менее, резюмирует эксперт, угроза есть. В нашем регионе у соседских стран не по всем вопросам имеются общие интересы.
«К тому же - невысокий уровень спецслужб. Даже Россия, где уровень спецлужб выше, с трудом борется с подобными организациями на том же Северном Кавказе. Среди других возможных катализаторов добавляются социально политические моменты, бедность. Я считаю к этому вопросу необходимо отнестись серьезно. В свое время говорилось, что у нас терроризм не пройдет, что это невозможно. Но он прошел», - заключил Расул Жумалы.