Министерство нефти и газа Казахстана рассматривает возможность транспортировки нефти через порт Батуми в случае введения Западом экономических санкций в отношении Российской Федерации, сообщил в понедельник глава МНГ Узакбай Карабалин, передает ИА Новости - Казахстан.
«Немножко больше вопрос для МИДа, что будет (в случае введения санкций в отношении России), но, тем не менее: мы, конечно, не можем просто расслабиться и сидеть ждать, что будет. На самом деле, это в голове каждого специалиста, тем более, конечно, в госоргане. Мы не знаем, какие могут быть санкции, и основные для нас трудные вещи будут по двум позициям, это по экспорту. Если каким-либо образом будут ограничены возможности нашего экспорта, это в основном могут произойти по российской линии, мы думаем, в таком случае, конечно, у нас экспортные поставки уменьшатся», - сказал Карабалин, отвечая на вопрос депутатов парламента в рамках правительственного часа о возможных последствиях санкций в отношении РФ для Казахстана.
Карабалин признал, что министерство сегодня рассматриваем разные варианты возможных маршрутов транспортировки нефти, "для себя в голове имеем".
«Это усиление направления, может быть, выхода через Каспийское море, через Азербайджан, Грузию, на Черное море, тем более там есть казахстанский порт Батуми, с его возможностям, мощностями. Наш порт Актау обеспечивает (перевалку) до 12 миллионов тонн нефти. Кроме того, мы сейчас внимательно наблюдаем за тем, как идет потепление в отношении Ирана: если санкции в отношении Ирана будут сняты, то у нас есть отработанный путь экспорта, из Актау мы переваливали на порт Нека в свое время. Это было для нас хорошее направление до того момента, как Иран не включил более жесткие условия», - продолжил он.
Кроме того, по его оценке, остается очень важным направление Китая.
«На сегодняшний день Китай у нас нефтепровод имеет мощность 20 миллионов тонн на участке Атасу-Алашанькоу. От Атырау, от западных областей сегодня мощности не такие большие, они между Кенкияк и Кумколь 12 миллионов и далее 3,6 миллиона тонн. У нас программа есть, в течение двух лет усиливать это направление с тем, чтобы полностью 20 миллионов тонн мы могли прокачивать в сторону Китая. Кроме того, мы знаем, что в южном направлении Узбекистан, Туркменистан также - они нуждаются в нефти. Это направление также надо отрабатывать. В том числе и нефтепродукты», - добавил министр.
По его словам, дополнительные сложности от санкций могут возникнуть ввиду возможного ограничения российского экспорта нефтепродуктов.
«Возможно большое количество нефтепродуктов тогда будет приходить к нам. С одной стороны это хорошо, мы полностью обеспечиваем себя нефтепродуктами, даже превышая индикативный баланс, который мы подписали. Но с другой стороны - заполнение рынка, если это будет более дешевый нефтепродукт, то осложнит работу наших НПЗ и затоваривание их. Здесь мы балансируем между всеми вариантами», - заключил Карабалин.