Freedom Broker

Реклама

  1. Главная
  2. Экономика
  3. Казахстан усиливает роль логистического и продовольственного узла Евразии

Казахстан усиливает роль логистического и продовольственного узла Евразии

Страна формирует устойчивую транспортную и аграрную экосистему, связывающую Восток и Запад

Фото: KAZAKH INVEST
Фото: KAZAKH INVEST

Казахстан выстраивает новую модель устойчивого роста, где логистика и продовольственная безопасность становятся взаимодополняющими элементами. Современные транспортные коридоры, цифровизация и переход к «зелёным» решениям создают предпосылки для превращения страны в ключевой центр транзита и агропроизводства в Евразии.

«Казахстан служит геополитическим и геоэкономическим мостом, мы являемся ключевым узлом возникающих транспортных и энергетических коридоров», – отмечает заместитель министра иностранных дел Алибек Куантыров, подчеркивая стратегическую роль страны в новых евразийских маршрутах. За последние десятилетия Казахстан, по его словам, инвестировал более 35 млрд долларов в развитие транспортной инфраструктуры, расширив сеть до 21 тыс. км железных дорог, 95 тыс. км автотрасс и двух морских портов – Актау и Курык.

«Сегодня восемь международных коридоров проходят через нашу территорию. Это делает Казахстан центральным хабом инициативы “Один пояс, один путь” и ключевым транзитным партнёром для Китая, Евросоюза и Центральной Азии. Самый динамичный из них – Срединный коридор, который соединяет Китай и Казахстан через Каспийское море с Азербайджаном, Грузией и Турцией. В 2024 году через этот коридор транзит возрос на 60%, достигнув 4,5 млн тонн груза. Это не только транспортный коридор – это экономическая устойчивость, диверсификация, надёжный альтернативный путь цепочкам поставок и стратегическая связь между Востоком и Западом», – сказал он на панельной сессии «Логистическая трансформация и продовольствие будущего: новые драйверы устойчивого роста Казахстана», прошедшей на площадке Казахстанского круглого стола по глобальным инвестициям – 2025 (KGIR-2025).

Замминистра иностранных дел также указал на аграрный потенциал республики: 213 млн га сельхозземель, включая 178 млн га пастбищ, делают страну шестой в мире по их площади.

«Мы хотим удвоить сельхозпроизводительность, расширяя ирригационные системы и долю обработанной продукции до 70% в течение следующих лет. Современная, эффективная, устойчивая транспортная сеть обеспечивает стабильность цепочек поставок, привлекает инвестиции в сельхозкомплекс и усиливает вклад в мировую продовольственную безопасность. Проекты, такие как Tiriyaki Agro и новые логистические терминалы, демонстрируют, как современные иностранные инвестиции формируют новые сельхозлогистические экосистемы, связывающие производителей Центральной Азии с Ближним Востоком, Южной Азией и Европой», – отметил он.

Алибек Куантыров подчеркнул, что Казахстан стремится стать региональным лидером в устойчивой логистике, «зелёном» транспорте и продовольственных инновациях.

«Мы проводим цифровизацию всех транспортных процессов и внедряем зелёную инфраструктуру, которая обеспечивается возобновляемыми источниками энергии. Параллельно МФЦА предоставляет правовую и арбитражную инфраструктуру для инвесторов. Казахстан входит в новую главу своего роста, обеспечивая взаимосвязанность, устойчивость и сотрудничество. Связывая логистическую трансформацию с продовольственной безопасностью, мы строим основу для устойчивой и инклюзивной экономики не только для Казахстана, но и для всего региона», – сказал он.

Иностранные партнёры также отмечают растущее значение Казахстана в глобальных цепочках поставок.

«Вы находитесь между Европой и Китаем – основными торговыми партнёрами. Я живу здесь уже четыре года и вижу, что транзит из Китая в Европу растёт. Очень много контейнерных грузов передвигается через Казахстан, и страна играет ключевую роль в развитии взаимоотношений между этими двумя блоками – Китаем и Европой. Если Казахстан не возьмёт на себя эту роль, кто-то другой сможет это сделать» – заявил управляющий директор Alstom в Западной и Центральной Азии Жером Буайе.

Он подчеркнул, что железнодорожные перевозки остаются самым быстрым способом доставки грузов по маршруту Китай–Европа.

«Это беспроблемный путь для перевозки продовольственных товаров через Срединный коридор до Каспийского моря. И Казахстан может сыграть важную роль в этом маршруте», – отметил он.

По словам Жерома Буайе, Alstom намерена продолжать долгосрочные инвестиции в Казахстан.

«Мы здесь уже 15 лет, мы счастливый инвестор. Есть открытость в отношении регулирования, займов – это помогает Казахстану соединяться с другими регионами. Поэтому Казахстан позиционирует себя как надёжного партнёра в перевозках и транзите. Если мы хотим работать на этом маршруте, нужно быть устойчивыми, выделять меньше CO₂, использовать экологические решения. Чем больше перевозок, тем надёжнее вы должны быть. Мы не можем ремонтировать оборудование, не находясь в стране, поэтому остаёмся в Казахстане и будем развивать свой потенциал здесь», – подчеркнул он.

Жером Буайе также отметил, что Казахстан обладает инфраструктурой, потенциал которой ещё не полностью раскрыт: «Во всём мире длинные расстояния преодолеваются с помощью дизеля, а на короткие – с помощью электровозов. Чем больше будет таких перевозок, тем больше эффект от электрификации. За последние пять лет растёт использование цифровых систем – машинного обучения, ИИ, автоматизированных решений. Сейчас мы можем отслеживать движение поездов в реальном времени и управлять ими безопаснее. Казахстан имеет инфраструктуру, потенциал которой ещё не полностью использован».

Директор Представительства Азиатского банка развития (АБР) в Казахстане Утсав Кумар заявил, что РК может стать ключевым игроком в новой глобальной экономике, основанной на чистой энергии и критических минералах.

«Ожидается, что рынок чистой энергии вырастет в три раза. Потенциал глобальных данных растёт на 15% в год – это означает, что будет расти спрос на батареи, где необходим литий. В АБР мы поддерживаем такую стратегию: если страна богата критическими минералами и трудовыми ресурсами, Центральная Азия сможет играть ведущую роль. Казахстан может стать ключевым игроком, продвигая роль региона в глобальном развитии», – отметил он.

По словам Утсава Кумара, искусственный интеллект станет драйвером роста в горнодобывающей промышленности, а правильное планирование позволит создать новые производства и рабочие места. Однако для развивающихся стран, в том числе Казахстана, сохраняются вызовы: «Недостаточный уровень геолого-разведочных данных, финансовые барьеры, ограниченные инвестиции и слабые связи внутри цепочек стоимости снижают потенциал по созданию рабочих мест».

Он сообщил, что в августе этого года совет директоров АБР одобрил новое направление поддержки добывающего сектора.

«Мы будем поддерживать создание цепочек добавленной стоимости – от критических минералов до переработки. Поможем нашим клиентам вырабатывать новые меры политики, внедрять устойчивые бизнес-практики и цифровые операции, чтобы снимать торговые барьеры. Первый проект уже одобрен в Пакистане – это пятый по величине медно-золотой рудник в мире. Бум в критических минералах представляет огромные возможности и для Казахстана, и мы готовы расширить партнёрство на этот сектор», – сказал представитель АБР.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

    Читайте Kapital.kz в

    TelegramInstagramFacebook
    telegram