Асхат Рахимжанов: В вопросах защиты прав нужна не только структура, но и ответственность
Депутат подчеркивает, что финансовая система должна работать не только для прибыли банков, но и для доверия граждан к государству и правосудию
Разработка нового закона о банках – один из наиболее значимых законодательных пакетов, подготовленных в финансовом секторе за последнее десятилетие. В беседе с корреспондентом центра деловой информации Kapital.kz председатель Общенациональной социал-демократической партии (ОСДП) Асхат Рахимжанов поделился своим мнением о проекте закона и рассказал, какие поправки предлагает ОСДП.
- По вашему мнению, в проекте закона обеспечен баланс между стимулированием конкуренции, сохранением финансовой устойчивости банковской системы и защитой прав потребителей финансовых услуг?
- Мы внимательно изучили проект закона и считаем, что он в целом направлен на укрепление финансовой системы, но при этом требует большего акцента на защиту прав граждан. Слишком долго баланс интересов в банковском секторе склонялся в сторону финансовых институтов. Сегодня назрела необходимость сместить фокус в пользу потребителя – человека, чьи права зачастую оказываются уязвимыми.
Поэтому фракция ОСДП предложила поправки, которые вводят механизмы социальной справедливости. Ведь финансовая система должна работать не только для прибыли банков, но и для доверия граждан к государству и правосудию.
- Какие механизмы предусмотрены для защиты прав и интересов клиентов банков?
- В действующем законодательстве отдельные механизмы существуют, но они не обеспечивают системной защиты. Например, при установлении факта мошенничества банки обязаны приостановить взыскание, но при этом могут продолжать судебные иски, поскольку в Гражданском процессуальном кодексе нет соответствующих ограничений.
Мы предлагаем закрыть этот пробел. Вносимые ОСДП поправки создают единый правовой механизм, который мы называем «защитный барьер для потерпевших». Его суть – если человек официально признан потерпевшим по уголовному делу о мошенничестве, банки, нотариусы и судебные исполнители должны немедленно прекратить любые действия по взысканию. Это честно, логично и справедливо.
- Вы предлагаете ввести так называемый «защитный барьер для потерпевших, пострадавших от интернет-мошенничества». Расскажите, в чем суть предлагаемого механизма и как он будет работать?
- Суть механизма проста: защита человека, признанного потерпевшим, должна быть не на бумаге, а в реальности. Сейчас жертвы мошенничества оказываются в абсурдной ситуации – уголовное дело признает их потерпевшими, а гражданское производство делает должниками.
Наши поправки устраняют эту коллизию. Предлагается, чтобы постановление следователя о признании лица потерпевшим служило основанием для приостановки всех процессов взыскания – на всех уровнях.
Суды смогут возвращать или оставлять без рассмотрения иски банков, нотариусы – отменять исполнительные надписи, а судебные исполнители – отказывать в возбуждении исполнительного производства, а если оно уже возбуждено, то прекращать его.
То есть человек, который стал жертвой преступления, получает реальную правовую защиту, а не бюрократические обещания.
- Ранее уже говорили, что будет трехуровневая система рассмотрения обращений граждан. На ваш взгляд, это поможет усилить защиту клиентов банков?
- Безусловно, многоуровневая система рассмотрения обращений – шаг вперед, но важно, чтобы она не превратилась в очередной «буфер», отдаляющий гражданина от решения проблемы.
В вопросах защиты прав клиентов нужна не только структура, но и ответственность. Если обращение гражданина «зависает» между банком, финансовым омбудсменом и регулятором, это не защита, а формальность.
Поэтому мы настаиваем: ключевое – это четкие юридические основания и персональная ответственность. Именно для этого и нужен механизм «защитного барьера» – он делает процесс понятным и обязательным для всех сторон.
- В стране растет количество индивидуальных предпринимателей (ИП), и финансовые организации предлагают отдельные продукты для них. Как будут защищены права ИП?
- Сегодня ИП, особенно микробизнес, остаются мало защищенными перед банками. Формально они не являются потребителями, а значит, выпадают из сферы многих защитных механизмов.
Мы считаем, что закон должен устранить этот пробел. ИП – это, по сути, тот же гражданин, просто зарегистрировавший деятельность. Поэтому к ним должны применяться такие же гарантии, как и к физическим лицам.
Кроме того, необходимо установить прямую ответственность банков за навязывание неподходящих кредитных продуктов, а также усилить прозрачность условий обслуживания малого бизнеса. Финансовая справедливость должна быть одинаковой для всех – будь это крупный бизнес или самозанятый человек.
- Сейчас у нас активно развивается финтех-сектор. Какие меры для поддержки этого роста предусмотрены в проекте закона?
- Финтех сегодня – это не просто инновации, это вопрос доверия. Цифровизация финансовых услуг требует от банков и государства одинаковой ответственности за безопасность данных.
Поддержка финтеха не должна ограничиваться налоговыми льготами или песочницами. Главная поддержка – это правовая определенность и защита пользователей.
ОСДП предлагает четко закрепить норму, что риски информационной безопасности несут сами банки и финансовые организации. Это создаст стимул инвестировать не только в новые продукты, но и в защиту данных клиентов.
- Были ли учтены предложения участников рынка по расширению инвестиций в финтех? Можете назвать, какие инициативы банков были приняты или отклонены?
- Мы всегда выступаем за диалог с рынком. Но нужно понимать: интересы бизнеса и интересы граждан не всегда совпадают. Банки в основном фокусируются на операционных и технологических выгодах, тогда как мы – на защите клиента.
Часть предложений банков, связанных с упрощением процедур взыскания и обработкой персональных данных, фракция ОСДП не поддержала, поскольку они создают дополнительные риски для граждан.
Мы за развитие финтеха, но при условии, что цифровизация не превращается в инструмент давления на клиента.
- Как вы считаете, какие еще меры должны быть предусмотрены в проекте закона?
- Мы убеждены, что необходимо закрепить ответственность не только за нарушение прав потребителей, но и за бездействие банков в части предотвращения мошенничества и за действия банков по продолжению процедуры взыскания при наличии информации о том, что должник стал жертвой мошенничества.
Важно не только наказывать постфактум, но и мотивировать финансовые институты предотвращать преступления. Банки обязаны инвестировать в безопасность своих систем, ведь именно они владеют инфраструктурой и получают прибыль от операций.
Кроме того, закон должен распространяться не только на будущие случаи, но и на тех граждан, кто уже пострадал от мошеннических кредитов. Это принципиально важно. Государство не может разделять людей на «вовремя пострадавших» и «не вовремя».
- И все же, если подытожить: в чем главная цель предложенных ОСДП поправок?
- Наша цель проста: восстановить справедливость.
Сегодня в Казахстане сотни людей, официально признанных потерпевшими, продолжают числиться должниками перед банками. Это ненормально.
Мы предлагаем механизм, который защитит этих людей, снизит социальное напряжение и укрепит доверие к государству. Закон должен быть на стороне граждан, а не тех, кто пытается заработать на их беде.
ОСДП всегда отстаивала позицию, что справедливость – это не лозунг, а обязанность государства перед своими гражданами. Мы уверены: принятие наших поправок станет не только юридическим решением, но и важным шагом к более честной, ответственной и справедливой финансовой системе Казахстана.
Ведь именно к нам – как к партии, защищающей интересы простых граждан – обратились десятки пострадавших от мошеннических схем людей. Мы не могли остаться в стороне. Помочь им – это не жест доброй воли, а наша прямая обязанность.
Читайте также
Изменения предусмотрены в проекте закона
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
