Экономический вклад Glovo в национальную экономику составил в 2023 году более 160 млн евро. Об этом рассказали представители компании, предоставив журналистам данные проведенного анализа.
Анализ был подготовлен Glovo совместно с аналитической компанией Statista. Аналитика включает ключевые показатели по экономической добавочной стоимости, поддержке занятости и налоговым отчислениям, а также влиянию на малый и средний бизнес в стране. Под малым и средним бизнесом компания подразумевает в первую очередь своих партнеров - рестораны, супермаркеты, аптеки и т.д.
По словам генерального директора Glovo в Казахстане Айканыш Сапаралиевой, ключевыми моментами анализа специалисты компании выделяют три фактора – добавочная экономическая стоимость, вклад в создание новых рабочих мест и налоговые отчисления.
«Мы много говорим об электронной коммерции, но практически не располагаем данными о том, какой вклад она вносит в национальную экономику. В Glovo задались этим вопросом и решили исследовать несколько рынков. В частности, Украину, Румынию и Казахстан», - сказала Айканыш Сапаралиева.
Аналитические исследования показали, что Glovo и его партнеры создали добавочную экономическую стоимость в размере 163 млн евро, из которых 80 млн евро – это прямой эффект от прямых продаж ресторанов на платформе Glovo, а также сферы транспорта и складской логистики. Косвенный эффект составил 59 млн евро, он в основном был сосредоточен в обрабатывающей промышленности и сельском хозяйстве. Дополнительный доход домохозяйств в размере 24 млн евро направлялся на приобретение продуктов питания, жилья и одежды.
«Есть прямой эффект от таких платформ как Glovo для малого и среднего бизнеса в плане входа на онлайн-рынки, создаются дополнительные обороты для предпринимателей и новые рабочие места у партнеров. Вместе с тем есть и косвенные эффекты, когда развиваются в том числе сопутствующие индустрии, такие как сельское хозяйство и обрабатывающая промышленность», - отметила генеральный директор Glovo в Казахстане.
За 2023 год Glovo и его партнеры обеспечили 5 962 эквивалента полной занятости. Прямой эффект в первую очередь коснулся секторов ресторанного бизнеса, транспорта и складской логистики. Косвенный эффект отразился на сельском хозяйстве, обрабатывающей промышленности и торговле.
Партнерство с Glovo Айканыш Сапаралиева назвала критически важным для малого и среднего бизнеса. В среднем партнерские отношения с платформами доставки дополнительно приносят 26% объема продаж для малого и среднего бизнеса. Более 95% партнеров Glovo заявляют, что сотрудничество с платформой является решающим фактором успеха их бизнеса, а 98% отмечают положительное влияние на годовой оборот.
К слову, согласно анализу, в 2023 году Glovo и его партнеры внесли в государственный бюджет Казахстана 29 млн евро налоговых отчислений, включая налог на добавленную стоимость, взносы на социальное обеспечение и налоги на заработную плату. Наибольшие поступления пришлись на ресторанный сектор – более 15 млн евро, а транспортный сектор принес более 5 млн евро.
В настоящее время Glovo продолжает оказывать значительное влияние на казахстанский рынок платформ доставки. Сектор остается молодым: 86% предприятий малого и среднего бизнеса сотрудничают с платформами доставки менее четырех лет, что, в свою очередь, свидетельствует о начальном развитии отрасли. Согласно проведенным исследованиям, основным вызовом для малого и среднего бизнеса является переход к цифровым технологиям – так ответили 43% респондентов, куда будут направлены будущие инвестиции, а также конкуренция на рынке (32% респондентов). При этом большинство МСП с оптимизмом смотрят на будущий рост, и 98% респондентов ожидают рост бизнеса, а онлайн-платформы, такие как Glovo, отмечают важным составляющим усиление видимости их брендов (51% респондентов), 44% отметили, что платформы помогают им стать более клиентоориентированными, 35% респондентов отметили более высокие доходы.