В 2024 году рост ВВП Казахстана составит 3,9%, инфляция - 8,3%. Об этом говорится в заключительном заявлении миссии Международного валютного фонда по итогам консультаций в соответствии со Статьей IV, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Текущая ситуация, перспективы и риски
1. В 2024 году наблюдается высокая экономическая активность, а инфляция постепенно снижается. По прогнозу миссии, рост ВВП Казахстана в 2024 году составит 3,9% по сравнению с 5,1% в 2023 году, что в значительной степени обусловлено высокими государственными расходами. Инфляция снизилась до 8,4% в августе и, по прогнозам, составит 8,3% к концу года. Во внешнем секторе экономики в 2024 году прогнозируется дефицит счета текущих операций в размере 1,3% ВВП. Банковская система в целом остается устойчивой при сохраняющемся высоком росте кредитования.
2. В 2025 году ожидается ускорение роста в условиях сохраняющейся неопределенности. В 2025 году рост ВВП достигнет 4,8%, что будет обусловлено по-прежнему высокими бюджетными расходами и запуском проекта расширения месторождения Тенгиз. В среднесрочной перспективе ожидается стабилизация роста ненефтяного ВВП на уровне около 3½% и постепенное снижение инфляции до 5% к 2027-2028 годам. Существуют риски ухудшения данного прогноза, связанные, среди прочего, с замедлением роста в крупнейших экономиках, интенсификацией региональных конфликтов и вторичными санкциями, а также с повышением волатильности цен на сырьевые товары или сбоями в работе трубопроводов КТК. Что касается внутриэкономических вопросов, задержки с реализацией инфраструктурных проектов могут привести к снижению темпов роста в ближайшей перспективе, а если не будет восстановлена бюджетная дисциплина, возможно возобновление инфляционного давления и социальной напряженности.
Денежно-кредитная политика и политика обменного курса
3. Денежно-кредитная политика должна оставаться жесткой в ближайшие месяцы. Осмотрительный подход Национального банка Казахстана к снижению базовой ставки обеспечил устойчивый прогресс в снижении инфляции с пиковых значений февраля 2023 года, чему также способствовали глобальные условия. Тем не менее в последнее время темпы дезинфляции замедлились, в частности, из-за высоких бюджетных расходов. В предстоящий период ожидается сохранение высокого внутреннего спроса при росте тарифов на коммунальные услуги и темпах инфляции по-прежнему выше установленного НБК целевого показателя на уровне 5%.
4. Реализация ряда мер могла бы повысить эффективность денежно-кредитной политики и доверие к ней. Несмотря на многочисленные потрясения последних лет, благоприятным фактором для Казахстана стало постоянное повышение эффективности денежно-кредитной политики, в том числе благодаря приверженности официальных органов обеспечению гибкости обменного курса. В предстоящий период эффективность денежно-кредитной политики и доверие к ней могут быть еще более усилены за счет повышения автономии НБК, чтобы он мог выполнить свою задачу по обеспечению стабильности цен. Кроме того, Национальному банку следует воздерживаться от вмешательства в работу валютного рынка, если ситуация на этом рынке является стабильной.
Стабильность финансового сектора
5. Миссия высоко оценивает постоянные усилия официальных органов по повышению устойчивости финансового сектора. На основе рекомендаций осуществленной в 2023 году Программы оценки финансового сектора в декабре 2023 года была утверждена подробная Дорожная карта. За прошедший период была укреплена институциональная независимость регулирующего органа (АРРФР), а также ведется работа по совершенствованию консолидированного и риск-ориентированного надзора. Были внедрены новые инструменты макропруденциальной политики и укреплены полномочия НБК. Однако необходимо устранить пробелы в данных для более точной оценки уязвимости сектора домашних хозяйств с учетом быстрого роста. Наконец, расширение деятельности МФЦА на внутреннем рынке повышает риски в связи с фрагментацией регулирования, и для ограничения этих рисков следует принять необходимые защитные меры.
6. Внедрение полномасштабной системы урегулирования проблемных банков, в том числе посредством тесной межведомственной координации, имеет решающее значение для ограничения риска санации банков за счет средств государства. Необходимо внедрить инструменты и полномочия по урегулированию, соответствующие передовой международной практике, а АРРФР должно получить достаточные ресурсы для выполнения своего мандата в качестве агентства по урегулированию проблемных банков. Кроме того, важно внедрить четкие механизмы сотрудничества ключевых государственных структур в работе по урегулированию проблемных банков с участием АРРФР, НБК, министерства финансов и министерства национальной экономики.
Налогово-бюджетная политика
7. Все бо́льшую обеспокоенность вызывает периодическое недовыполнение целевых показателей бюджета, которое, в частности, приводит к чрезмерному использованию ресурсов Национального фонда. Ненадлежащее бюджетное планирование и более низкие, чем ожидалось, налоговые поступления последних лет оказали негативное влияние на взятые правительством обязательства по проведению бюджетной консолидации. Введение нового Налогового кодекса открывает широкие возможности для увеличения ненефтяных доходов, в том числе за счет отмены искажающих налоговых льгот и повышения ставки налога на добавленную стоимость. Однако его принятие было отложено, что повышает риски сохранения значительного дефицита, дальнейшей зависимости от финансирования из НФ и проциклической фискальной политики как минимум до 2025 года.
8. Необходимы срочные меры по укреплению основ налогово-бюджетной политики и повышению доверия к ней. Совершенствование макрофискального прогнозирования должно лежать в основе среднесрочных планов бюджетной консолидации, а реформы, призванные обеспечить более строгое соблюдение бюджетных правил и повысить прозрачность бюджетной системы, приобретают особую значимость в свете последних событий. Для ограничения дискреционных расходов необходимо создать независимый фискальный совет и принять более строгие положения о неприменении бюджетных правил по сравнению с нормами, установленными в новом Бюджетном кодексе. Наконец, для поддержки эффективной налогово-бюджетной политики необходимо привести статистику государственного сектора в соответствие с международными стандартами. В частности, следует ограничить квазифискальную внебюджетную деятельность многочисленных государственных структур (например, государственных предприятий) для улучшения мониторинга и оценки программ государственных расходов и повышения их эффективности.
Структурные реформы
9. Решительное проведение структурных реформ является ключевым условием для достижения поставленных официальными органами целей роста. Приоритетной задачей является сокращение государственной доли в экономике, в том числе путем реструктуризации и приватизации государственных предприятий для стимулирования конкуренции и содействия развитию частного сектора. Также необходимо укрепить систему государственного управления, в частности, путем совершенствования положений антикоррупционного законодательства в отношении раскрытия информации об активах, усиления ответственности за коррупционные действия, и обеспечения независимости и беспристрастности судебной системы. В более широком смысле приоритетами являются либерализация рынков труда и товаров, диверсификация торговли и интеграция в глобальные цепочки создания стоимости, инвестиции в человеческий капитал, устранение внешних ограничений и модернизация инфраструктуры. В ряде ключевых областей необходимо будет решительно проводить конкретные реформы, предусмотренные принятым в 2024 году указом Президента РК о либерализации экономики.
10. Для ускорения перехода к устойчивой экономической модели необходима более комплексная климатическая политика. Проявлением климатических рисков в этом году стали катастрофические паводки. Цена на углерод в Казахстане является одной из самых низких в мире, поэтому продолжающееся повышение внутренних цен на энергоносители заслуживает положительной оценки. Более эффективная система торговли квотами на выбросы также должна способствовать снижению текущего высокого уровня выбросов углерода, получению дополнительных государственных доходов и переходу к низкоуглеродной экономике. В ходе реализации национальной стратегии по обеспечению углеродной нейтральности достигнут прогресс в совершенствовании стимулов для инвестиций в возобновляемые источники энергии. Однако для выполнения обязательств страны необходимы масштабные меры в таких областях, как реформирование системы субсидий на использование ископаемого топлива, реализация планов по адаптации к изменению климата, а также снижение переходных и физических рисков в финансовом секторе.
Читайте также
В 2025 году ВВП вырастет на 5,5% на фоне запланированного расширения месторождения Тенгиз, считают эксперты