USD
522.63₸
-2.030
EUR
548.66₸
-1.550
RUB
5.07₸
-0.020
BRENT
73.11$
+0.230
BTC
99772.60$
-1347.400

Рост экономики Казахстана в 2024 году составит 3,9% - МВФ

Эксперты также высказались о денежно-кредитной политике, новом Налоговом кодексе, Нацфонде и розничном кредитовании

Share
Share
Share
Tweet
Share
Рост экономики Казахстана в 2024 году составит 3,9% - МВФ- Kapital.kz

В 2024 году рост ВВП Казахстана составит 3,9%, инфляция - 8,3%. Об этом говорится в заключительном заявлении миссии Международного валютного фонда по итогам консультаций в соответствии со Статьей IV, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.

Текущая ситуация, перспективы и риски

1. В 2024 году наблюдается высокая экономическая активность, а инфляция постепенно снижается. По прогнозу миссии, рост ВВП Казахстана в 2024 году составит 3,9% по сравнению с 5,1% в 2023 году, что в значительной степени обусловлено высокими государственными расходами. Инфляция снизилась до 8,4% в августе и, по прогнозам, составит 8,3% к концу года. Во внешнем секторе экономики в 2024 году прогнозируется дефицит счета текущих операций в размере 1,3% ВВП. Банковская система в целом остается устойчивой при сохраняющемся высоком росте кредитования.

2. В 2025 году ожидается ускорение роста в условиях сохраняющейся неопределенности. В 2025 году рост ВВП достигнет 4,8%, что будет обусловлено по-прежнему высокими бюджетными расходами и запуском проекта расширения месторождения Тенгиз. В среднесрочной перспективе ожидается стабилизация роста ненефтяного ВВП на уровне около 3½% и постепенное снижение инфляции до 5% к 2027-2028 годам. Существуют риски ухудшения данного прогноза, связанные, среди прочего, с замедлением роста в крупнейших экономиках, интенсификацией региональных конфликтов и вторичными санкциями, а также с повышением волатильности цен на сырьевые товары или сбоями в работе трубопроводов КТК. Что касается внутриэкономических вопросов, задержки с реализацией инфраструктурных проектов могут привести к снижению темпов роста в ближайшей перспективе, а если не будет восстановлена бюджетная дисциплина, возможно возобновление инфляционного давления и социальной напряженности.

Денежно-кредитная политика и политика обменного курса

3. Денежно-кредитная политика должна оставаться жесткой в ближайшие месяцы. Осмотрительный подход Национального банка Казахстана к снижению базовой ставки обеспечил устойчивый прогресс в снижении инфляции с пиковых значений февраля 2023 года, чему также способствовали глобальные условия. Тем не менее в последнее время темпы дезинфляции замедлились, в частности, из-за высоких бюджетных расходов. В предстоящий период ожидается сохранение высокого внутреннего спроса при росте тарифов на коммунальные услуги и темпах инфляции по-прежнему выше установленного НБК целевого показателя на уровне 5%.

4. Реализация ряда мер могла бы повысить эффективность денежно-кредитной политики и доверие к ней. Несмотря на многочисленные потрясения последних лет, благоприятным фактором для Казахстана стало постоянное повышение эффективности денежно-кредитной политики, в том числе благодаря приверженности официальных органов обеспечению гибкости обменного курса. В предстоящий период эффективность денежно-кредитной политики и доверие к ней могут быть еще более усилены за счет повышения автономии НБК, чтобы он мог выполнить свою задачу по обеспечению стабильности цен. Кроме того, Национальному банку следует воздерживаться от вмешательства в работу валютного рынка, если ситуация на этом рынке является стабильной.

Стабильность финансового сектора

5. Миссия высоко оценивает постоянные усилия официальных органов по повышению устойчивости финансового сектора. На основе рекомендаций осуществленной в 2023 году Программы оценки финансового сектора в декабре 2023 года была утверждена подробная Дорожная карта. За прошедший период была укреплена институциональная независимость регулирующего органа (АРРФР), а также ведется работа по совершенствованию консолидированного и риск-ориентированного надзора. Были внедрены новые инструменты макропруденциальной политики и укреплены полномочия НБК. Однако необходимо устранить пробелы в данных для более точной оценки уязвимости сектора домашних хозяйств с учетом быстрого роста. Наконец, расширение деятельности МФЦА на внутреннем рынке повышает риски в связи с фрагментацией регулирования, и для ограничения этих рисков следует принять необходимые защитные меры.

6. Внедрение полномасштабной системы урегулирования проблемных банков, в том числе посредством тесной межведомственной координации, имеет решающее значение для ограничения риска санации банков за счет средств государства. Необходимо внедрить инструменты и полномочия по урегулированию, соответствующие передовой международной практике, а АРРФР должно получить достаточные ресурсы для выполнения своего мандата в качестве агентства по урегулированию проблемных банков. Кроме того, важно внедрить четкие механизмы сотрудничества ключевых государственных структур в работе по урегулированию проблемных банков с участием АРРФР, НБК, министерства финансов и министерства национальной экономики.

Налогово-бюджетная политика

7. Все бо́льшую обеспокоенность вызывает периодическое недовыполнение целевых показателей бюджета, которое, в частности, приводит к чрезмерному использованию ресурсов Национального фонда. Ненадлежащее бюджетное планирование и более низкие, чем ожидалось, налоговые поступления последних лет оказали негативное влияние на взятые правительством обязательства по проведению бюджетной консолидации. Введение нового Налогового кодекса открывает широкие возможности для увеличения ненефтяных доходов, в том числе за счет отмены искажающих налоговых льгот и повышения ставки налога на добавленную стоимость. Однако его принятие было отложено, что повышает риски сохранения значительного дефицита, дальнейшей зависимости от финансирования из НФ и проциклической фискальной политики как минимум до 2025 года.

8. Необходимы срочные меры по укреплению основ налогово-бюджетной политики и повышению доверия к ней. Совершенствование макрофискального прогнозирования должно лежать в основе среднесрочных планов бюджетной консолидации, а реформы, призванные обеспечить более строгое соблюдение бюджетных правил и повысить прозрачность бюджетной системы, приобретают особую значимость в свете последних событий. Для ограничения дискреционных расходов необходимо создать независимый фискальный совет и принять более строгие положения о неприменении бюджетных правил по сравнению с нормами, установленными в новом Бюджетном кодексе. Наконец, для поддержки эффективной налогово-бюджетной политики необходимо привести статистику государственного сектора в соответствие с международными стандартами. В частности, следует ограничить квазифискальную внебюджетную деятельность многочисленных государственных структур (например, государственных предприятий) для улучшения мониторинга и оценки программ государственных расходов и повышения их эффективности.

Структурные реформы

9. Решительное проведение структурных реформ является ключевым условием для достижения поставленных официальными органами целей роста. Приоритетной задачей является сокращение государственной доли в экономике, в том числе путем реструктуризации и приватизации государственных предприятий для стимулирования конкуренции и содействия развитию частного сектора. Также необходимо укрепить систему государственного управления, в частности, путем совершенствования положений антикоррупционного законодательства в отношении раскрытия информации об активах, усиления ответственности за коррупционные действия, и обеспечения независимости и беспристрастности судебной системы. В более широком смысле приоритетами являются либерализация рынков труда и товаров, диверсификация торговли и интеграция в глобальные цепочки создания стоимости, инвестиции в человеческий капитал, устранение внешних ограничений и модернизация инфраструктуры. В ряде ключевых областей необходимо будет решительно проводить конкретные реформы, предусмотренные принятым в 2024 году указом Президента РК о либерализации экономики.

10. Для ускорения перехода к устойчивой экономической модели необходима более комплексная климатическая политика. Проявлением климатических рисков в этом году стали катастрофические паводки. Цена на углерод в Казахстане является одной из самых низких в мире, поэтому продолжающееся повышение внутренних цен на энергоносители заслуживает положительной оценки. Более эффективная система торговли квотами на выбросы также должна способствовать снижению текущего высокого уровня выбросов углерода, получению дополнительных государственных доходов и переходу к низкоуглеродной экономике. В ходе реализации национальной стратегии по обеспечению углеродной нейтральности достигнут прогресс в совершенствовании стимулов для инвестиций в возобновляемые источники энергии. Однако для выполнения обязательств страны необходимы масштабные меры в таких областях, как реформирование системы субсидий на использование ископаемого топлива, реализация планов по адаптации к изменению климата, а также снижение переходных и физических рисков в финансовом секторе.

Читайте также

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.