На ресторанном рынке Казахстана эксперты отмечают несколько специфичных рисков. Так, по оценке Андрея Мокич, партнера школы Rest.art, в нашей стране необходимо учитывать отсутствие локальных продуктов питания.
«Многое поставляется из Кыргызстана, Узбекистана и Китая. Это сказывается на цене конечного продукта. В ресторанах цены достаточно высоки для прямого потребителя. Один из глобальных трендов — это использование местных фермерских продуктов, но нашему рынку еще далеко до этого», – говорит эксперт.
Аскар Байтасов, управляющий директор сети ресторанов AB Restaurants, также поддерживает это мнение.
«В Казахстане сложно искать стабильных и качественных поставщиков. Вы приходите в ресторан, и чего-то из винной карты нет в наличии, чаще всего это вина поставщика», – пояснил он.
Кроме этого, эксперты отмечают как одну из специфик нашего рынка, отечественную ментальность, родственно-клановые связи.
«Часто владельцы, открывая ресторан, назначают на место управляющего своего «брата-свата-сестру-сноху». Как правило, это не компетентные люди в данной сфере деятельности, но которым «можно доверять». Отсюда и многие проблемы», – подмечает Андрей Мокич.
С этой проблемой тесно связана и другая трудность ведения бизнеса в сфере общественного питания в нашей стране. В РК практически нет специализированной образовательной системы (гостиничное хозяйство, ресторанное дело).
«ВУЗы и колледжи существуют, но их образовательная программа устарела, – считает партнера школы Rest.art. – До сих пор большинство ребят, пришедших в ресторанный бизнес с целью подработать, так и не поняли того, что в этой сфере можно реально расти и развиваться. Конечно, многие рестораторы учатся в других странах, но адаптировать эти знания гораздо труднее, чем кажется», – полагает г-н Мокич.
В свою очередь управляющий директор сети ресторанов AB Restaurants отмечает, что в нашей стране нет школы поваров. «Очень многие местные повара у нас самоучки, но в большинстве своем мы привозим шефов из дальнего зарубежья. В связи с этим, мы планируем в дальнейшем открыть собственную школу поваров, так как мы чувствуем, что с ростом сети нам будет необходим «поток» свежей крови в виде профессионального персонала», – поясняет г-н Байтасов.