USD
495.20₸
-2.060
EUR
522.34₸
-2.870
RUB
4.94₸
-0.030
BRENT
74.13$
+0.310
BTC
97689.90$
+3441.200

Обслуживание госдолга занимает 13,4% в расходах бюджета - эксперт

Прогнозные темпы роста экономики в 2024 году гораздо ниже официальных цифр

Share
Share
Share
Tweet
Share
Обслуживание госдолга занимает 13,4% в расходах бюджета - эксперт - Kapital.kz

Автор: эксперт Аналитического центра Halyk Finance Мадина Кабжалялова

Международное рейтинговое агентство S&P Global Ratings подтвердило кредитный рейтинг Казахстана на уровне BBB- и сохранило стабильный прогноз. Важную роль в поддержании положительного рейтинга сохраняет нефтегазовый сектор страны, на долю которого приходится 20% ВВП, более половины объема экспорта и 30% доходов правительства. Вместе с тем S&P Global Ratings отмечает, что снижение объемов добычи нефти негативно отразилось на темпах роста экономики и привело к их умеренному прогнозу по приросту ВВП на конец текущего года на уровне 3,7%. Это гораздо ниже уровней, установленных в программных документах страны и снова отсылает к проблеме несоответствующего бюджетного прогнозирования. 

Умеренные показатели по росту экономики рейтинговое агентство ожидает не только в текущем году, но и в следующих трех. Даже запуск проекта будущего расширения месторождения Тенгиз во второй половине 2025 года, который должен увеличить объемы добычи нефти с 90 млн тонн в 2023 году до 98 млн тонн в 2025 году, не приведет, по их мнению, к росту экономики выше 4,5%. Таким образом, средние темпы прироста ВВП в 2025-2027 годах составят 3,7% в год. В проекте Закона «О республиканском бюджете на 2025-2027 годы», опубликованном недавно, уже нет прогнозов по росту экономики в 6%, которые остались в Прогнозе социально-экономического развития, тем не менее они гораздо выше тех, что предоставило агентство S&P Global Ratings – 5,5% в следующие три года. Агентство отмечает, что фактические темпы могут быть выше их прогноза, если программа приватизации будет проводиться надлежащим образом и приведет к росту частного сектора и иностранных инвестиций. Однако, по мнению экспертов S&P Global Ratings, приватизация идет медленными темпами, сохраняются централизованный процесс принятия решений, слабая система сдержек и противовесов, цензура, а уровень восприятия коррупции – все так же высокий. Ситуация будет оставаться такой на протяжении следующих трех лет. 

Нефтяной сектор остается как основным источником роста экономики, так и основным источником ее уязвимостей. S&P Global Ratings подчеркивает высокую зависимость транспортировки экспортируемой нефти от геополитических факторов, поскольку 80% экспортируемой нефти проходит через трубопровод КТК в России, а затем в Европе. В то время как сильные бюджетные и внешние показатели делают такие риски управляемыми, зависимость от трубопровода КТК будет сохраняться из-за высоких затрат, логистических проблем и необходимости значительных инвестиций на других маршрутах. 

Кроме этого, агентством было отмечено, что поддержание экономического роста за счет государственного финансирования продолжает определять фискальную политику страны. В то время как рост госрасходов составил в среднем 23% в 2022-2023 годах, темпы замедлятся до 8-9% в ближайшие годы, что все же остается очень высокими уровнями. Поэтому дефицит бюджета, несмотря на благоприятные прогнозы по нефтяным котировкам (80 долларов за баррель с 2025 года), будет сохраняться примерно на уровне 2,4% к ВВП в 2025-2027 годах. Высокие и незапланированные изъятия трансфертов из Нацфонда, которые сопровождают исполнение фискальной политики в прошлом и текущем годах, были вызваны слабой собираемостью налогов и продолжают негативно влиять на стратегическую задачу государства по накоплению активов Нацфонда до 100 млрд долларов к 2030 году. Именно увеличение дефицита бюджета выше прогнозных значений агентства может стать причиной для ухудшения их прогноза в будущем. Для того, чтобы обеспечить рост налоговой базы, необходимо проводить реформирование налоговой системы, подразумевающее отмену крупных налоговых льгот, указывает агентство. Тогда как государственный долг растет, но остается на относительно приемлемых уровнях, растут расходы на его обслуживание. Это происходит в основном из-за роста внутренних долгосрочных долговых обязательств и жестких монетарных условий, которые будут сохранять высокие процентные расходы в ближайшие годы. S&P Global Ratings дает прогноз по отношению расходов на обслуживание государственного долга к доходам бюджета на уровне в среднем 8,5% в 2024-2027 годах. Мы хотели бы отметить, что хотя по итогам 2023 года этот показатель был на уровне 8,7%, за первые 6 месяцев 2024 года наблюдается значительное наращивание расходов по госдолгу, которые составили уже 13,4% от расходов республиканского бюджета за тот же период. На наш взгляд, это является тревожным сигналом и ставит под сомнение соблюдение ковенант, установленных в Концепции управления государственными финансами РК. 

Несмотря на сохранение инфляционного давления из-за роста бюджетных расходов и повышения тарифов на коммунальные услуги, агентство ожидает смягчения монетарных условий до конца года. Однако на последнем заседании Комитета по денежно-кредитной политике Национального банка 29 августа было принято решение оставить ее на прежнем уровне – 14,25%, а также было заявлено о высокой вероятности ее сохранения до конца текущего года. По нашему мнению, такое противоречие в прогнозах агентства и действиях регулятора сложилось из-за непоследовательности и слабого прогнозирования в налогово-бюджетной политике, которая привела к неравномерным изъятиям трансфертов из Нацфонда, повлияла на курс национальной валюты, а также создала проинфляционное давление. Кроме того, до конца года остается высокая неопределенность касательно дальнейших изъятий, что также делает составление прогнозов по базовой ставке сложным и неточным. 

Среди положительных факторов экономики страны, которые в разной степени позволяют управлять внешними и внутренними рисками, S&P Global Ratings назвало сильную позицию внешнего нетто-кредитора с учетом умеренного уровня внешнего долга, а также высокие показатели ликвидных активов правительства (государственные депозиты и внешние ликвидные активы Нацфонда). Текущий рейтинг может быть улучшен в случае проведения реформ, повышения темпов роста ненефтяного сектора, снижения геополитических рисков и политической стабильности. 

Читайте также

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.