USD
495.20₸
-2.060
EUR
522.34₸
-2.870
RUB
4.94₸
-0.030
BRENT
74.10$
-0.190
BTC
97872.50$
+3623.800

Расходы госбюджета в I квартале превысили 6,1 трлн тенге

Выплата госдолга увеличилась на треть по сравнению с аналогичным периодом прошлого года

Share
Share
Share
Tweet
Share
Фото: Валерия Змейкова

Фото: Валерия Змейкова

Расходы государственного бюджета на 1 апреля 2024 года составили 6 143 млрд тенге, что на 8% больше, чем на 1 марта 2023 года, сообщает Институт экономических исследований.

В разрезе функциональных групп наиболее крупные статьи распределены следующим образом: сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство, особо охраняемые природные территории, охрана окружающей среды и животного мира, земельные отношения. За январь-март 2024 года было потрачено 220 млрд тенге, что на 92 млрд тенге (+71%) больше, чем за январь-март 2023 года.

Общественный порядок, безопасность, правовая, судебная, уголовно-исполнительная деятельность. Затраты за январь-март 2024 года составили 303 млрд тенге, что на 45 млрд тенге (+17%) больше, чем за январь-март 2023 года.

Обслуживание долга. На выплату процентов по государственному долгу было выделено 723 млрд тенге, что на 164 млн тенге (+29%) больше, чем за январь-март 2023 года.

Социальная помощь и обеспечение. За январь-март 2024 года было потрачено 1 471 млрд тенге, что на 192 млрд тенге (+15%) больше, чем за январь-март  2023 года.  

Снижение расходов бюджета в разрезе функциональных групп наблюдается в секторах:

  • оборона. За январь-март 2024 года было израсходовано 181млрд тенге, что на 34 млрд тенге (- 16%) меньше, чем в январе-марте 2023 года;
  • образование. Затраты за январь-март 2024 года составили 1 249 млрд тенге, что на 126 млрд тенге (- 9%) меньше, чем в январе-марте 2023 года. 

Напомним, ранее председатель Высшей аудиторской палаты Алихан Смаилов на совместном заседании палат парламента назвал ключевой проблемой бюджета Казахстана хронический дефицит.

«В последние годы расходы имеют значительную динамику роста. При этом их обеспеченность ненефтяными доходами колеблется на уровне 50%. Оставшийся разрыв в основном покрывается за счет трансфертов из Национального фонда и привлечения займов. Поэтому недостаточно просто удерживать дефицит. Нужны долгосрочные планы по формированию бездефицитного бюджета», - сказал он, представляя заключение к отчету об исполнении республиканского бюджета за 2023 год.

По его словам, нормативная правовая база по управлению Национальным фондом нуждается в стабильности.

«Иначе мы видим риски недостижения поставленной главой государства цели по увеличению валютных активов Нацфонда до 100 млрд долларов к 2030 году», - отметил глава ВАП.

Он добавил, что широкое использование инструмента займов также повышает риски долговой нагрузки. Уже сейчас расходы на погашение и обслуживание долга составляют более 17% от всех поступлений бюджета. Пик оплаты по долгам 10-летней давности, по оценкам палаты, приходится на 2024-2025 годы.

«Важно расширить перечень базовых показателей долговой устойчивости для обеспечения качественной оценки его текущего состояния. Заемные средства должны направляться на индустриальные и инфраструктурные проекты. Такие проекты должны генерировать доходы», - считает Алихан Смаилов.

Он отметил, что «есть резервы и для повышения налоговой базы». Это усиление налогового администрирования и пересмотр применения отдельных налоговых льгот.

«По данным Комитета госдоходов, в 2023 году за счет администрирования бюджет обеспечен дополнительными поступлениями почти на 944 млрд тенге. По оценкам ВАП, эта цифра меньше на четверть», - подчеркнул председатель палаты.                              

Для оценки реальной работы КГД необходима подготовка отдельной отчетности, которая должна объективно отражать конкретные результаты администрирования.

«По-прежнему не проводится полноценный анализ эффективности налоговых льгот. Меры налогового контроля не ориентированы на выявление фактов необоснованного применения налоговых льгот и преференций. Поэтому проведение полноценного анализа эффекта от применения налоговых льгот в виде выпадающих доходов полагаем необходимым регламентировать и представлять на открытое обсуждение в парламенте», - сообщил он.

Сокращение теневой экономики, сказал на заседании Алихан Смаилов, значимый фактор увеличения доходной части бюджета. За 2022 год ее доля снизилась до 18,8% к ВВП.

«При этом план по налогам не выполнен на 1,4 трлн тенге. Чтобы разобраться в этом вопросе, мы запланировали проведение в текущем году аудита эффективности государственной политики по противодействию теневой экономике. О результатах мы проинформируем», - отметил глава ВАП.

Он добавил, что необходима взаимная ответственность государства и банков за развитие предпринимательства. Бизнес должен обеспечиваться доступными и «длинными» деньгами. Здесь важна реализация эффективной денежно-кредитной политики. Также требуются действенные меры по расширению страхования для развития экономики.

«Администраторам бюджетных программ предоставлена самостоятельность по использованию бюджетных средств, но принимаемые ими решения не всегда эффективны. Это возвращает нас к вопросу выстраивания действенных индикаторов и показателей с установлением персональной ответственности за их недостижение. Отдельными государственными органами продолжается реализация проектов, выходящих за пределы их компетенции. К примеру, при наличии отраслевых министерств министерство национальной экономики реализует проекты в сферах культуры, здравоохранения, водоснабжения, водоотведения и автодорожные проекты. Как следствие – риски двойного финансирования и отсутствие ответственности за конечный результат», - объяснил он.

Алихан Смаилов добавил, что объемы выявляемых финансовых нарушений и фактов неэффективного управления государственными ресурсами остаются достаточно высокими. Сумма неэффективного использования бюджетных средств составила 489 млрд тенге.

«Для профилактики нарушений и искоренения предпосылок к их возникновению Высшей аудиторской палатой ежегодно формируются рекомендации. За 6 лет из 178 рекомендаций исполнено 65%. Остальные направлены на совершенствование действующего законодательства. Важно придать новый импульс этой работе. Нами предложено включить в отчет правительства об исполнении республиканского бюджета раздел по реализации рекомендаций Высшей аудиторской палаты. Это еще один шаг на пути к транспарентности и эффективности бюджетного процесса», - сказал Алихан Смаилов.

Читайте также

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.