USD
523.86₸
EUR
544.34₸
RUB
5.11₸
BRENT
72.98$
BTC
97055.90$
-23.600

В Казахстане 73% респондентов живут в «режиме экономии»

Поведение покупателей меняется в сторону рационализации потребления и совершения покупок онлайн

Share
Share
Share
Tweet
Share
Kapital.kz

Kapital.kz

В Алматы на XIX конгрессе евразийской торговли директор по работе с розничными сетями NielsenIQ (Казахстан) Лейла Мусатаева, рассказала о тенденциях, которые в последнее время происходят в Центральной Азии и влияют на поведение покупателей, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.

«Кризис стоимости цен – тенденция, присущая не только Казахстану и странам ЦА, это общемировая тенденция. <…> мировой прогноз темпов роста ВВП составляет 3,2%, при этом темп роста экономики в странах ЦА превышает общемировой. В Узбекистане – это 5,2%, в Кыргызстане – 4,4%, в Таджикистане – 6,5%. В Казахстане рост соответствует мировому уровню и составляет 3,1%», – сообщила спикер.

Она отметила, что в ближайшие два года тенденция роста ВВП в странах ЦА сохранится выше мирового уровня и назвала второй тенденцией – инфляцию потребительских цен. По словам докладчика, в 2022 году она составила в Казахстане 14,6%, и в ближайшие два года ожидается, что темпы инфляции будут снижаться, что является положительным аспектом для развития экономики, но в Казахстане и Узбекистане давление сохранится. В целом до конца 2024 года в мировой экономике сохранится стагнация.

Еще одной тенденцией в странах ЦА Лейла Мусатаева назвала растущее и достаточно молодое население. Так, средний возраст жителей в Казахстане и Узбекистане составляет 30 лет, что на 10 лет меньше по сравнению с Россией.  Коэффициент рождаемости на одну женщину - три ребенка. При этом средняя зарплата в Казахстане ниже, чем в России, она составляет 767 долларов (тогда как в России 901 доллара), но выше, чем в Узбекистане и Кыргызстане, где средний уровень зарплат около 350 долларов.

Темпы прироста населения в странах ЦА выше общемирового уровня, они начали превышать мировые показатели в 2006 году, и в 2023 году составили 1,46%. В дальнейшем тенденция продолжится.

В Казахстане 73% респондентов живут в «режиме экономии» 3079953 - Kapital.kz

«В целом страны ЦА являются неким островком стабильности и роста на всем евразийском континенте», – резюмировала спикер.

Она отметила, что в Казахстане индекс потребительского оптимизма, основанный на трех факторах – уверенности в трудоустройстве (в ближайшие 12 мес.), уверенности в личных финансах (в ближайшие 12 мес.) и готовности тратить деньги – оставляет желать лучшего.

В Казахстане в первом квартале текущего года этот индекс имеет тенденцию к снижению. В марте он составил 95,1 пункта по сравнению со 103,2 в январе. Население Казахстана настроено более пессимистично, в то время как потребительские настроения в Кыргызстане и Таджикистане стабильны, а в Узбекистане отмечаются оптимистичные потребительские настроения, там индекс потребительского оптимизма вырос со 130 в феврале до 135 в марте.

49,7% казахстанских респондентов ожидают улучшения своего финансового положения в течение года. В прошлом году их процент был выше и составлял 54%. В Узбекистане этот показатель вырос с 58,5 до 63,5%. В Кыргызстане и Таджикистане снизился с 59 до 54,7% и с 65,8 до 63,2 % соответственно.

В числе рисков и угроз 2024 года опрошенные в конце 2023 года руководители бизнеса назвали снижение покупательной способности потребителей – 76%, высокий уровень инфляции – 52%, увеличение затрат на капитальные вложения и закупки – 38%. При этом для части опрошенных серьезным риском для бизнеса стало изменение потребительских привычек.

Для покупателей основными причинами для беспокойства стали повышение цен на товары повседневного спроса (FMCG) – 31%, кредиты – 28% и здоровье – 25%. Первые две причины для беспокойства продолжают оставаться у опрошенных потребителей в топе уже на протяжении нескольких лет.

Нестабильное финансовое положение, инфляция, растущие цены меняют поведение покупателей, они становятся все более рациональными, 45% перешли в прошлом году на другие бренды, при этом 73% населения Казахстана принимают меры по снижению расходов, сохраняя режим экономии.

В Казахстане 73% респондентов живут в «режиме экономии» 3079961 - Kapital.kz

«Жители Казахстана в I квартале 2024 года больше всего экономили на покупке одежды, а также на питании и развлечениях вне дома. 49% отложили на потом покупку компьютеров, телефонов и прочей техники.

Покупатель становится более рациональным и осторожным. Стратегии экономии в сфере товаров повседневного спроса:
- покупка только необходимого, сокращение расходов на предметы роскоши – 53%;
- поиск акций и скидок – 30%;
- в целом покупают меньше – 24%;
- покупают оптом – 19%;
-  переходят на более дешевые бренды – 15%.

В целом 76% покупателей меняют способ покупок и ассортимент товаров, чтобы справиться с ростом цен», – отметила Лейла Мусатаева.

Отвечая на вопрос «Почему личная финансовая ситуация в данный момент не так хороша?», 41% связывают это с низкими доходами, 33% с инфляцией и ценами, растущими быстрее, чем зарплата, и только 14% говорят об отсутствии работы. 28% опрошенных настроены весьма пессимистично, они ожидают, что личное финансовое положение в течение следующего года останется таким же.

Также спикер отметила каналы FMCG с наибольшим объемом продаж: в 2023 году значительный прирост пришелся на большие магазины, магазины при АЗС, но самый большой прирост продаж (+161%) произошел в канале e-commerce. Она обратила внимание, что, согласно опросам покупателей, в 2024 году наибольшая посещаемость сохраняется в супермаркетах, самым быстрорастущим каналом являются дискаунтеры, онлайн-магазины и специализированные алкогольные магазины.

В Казахстане 73% респондентов живут в «режиме экономии» 3079967 - Kapital.kz

Одним из важных последних трендов Лейла Мусатаева назвала рост СТМ (собственная торговая марка компании, которая, как правило, работает в розничном сегменте и обладает налаженной сбытовой сетью – Ред.) и отметила, что это тренд глобальный, присущий Казахстану тоже. В Европе доля СТМ занимает 13%, в Азиатско-Тихоокеанском регионе – 16,7%, в Восточной Европе – 19,6%, в Казахстане пока 1,4%, но растет достаточно быстрыми темпами, увеличение на 35,6% по сравнению с предыдущим периодом, при этом доля СТМ в непродовольственных категориях достигает 20%.

Подводя итоги презентации, директор по работе с розничными сетями NielsenIQ сказала, что покупатель чувствителен к цене, но цена – это не единственный фактор, который на него влияет. Сейчас поведение покупателя в целом меняется, он пересматривает приоритеты и путь совершения покупки, старается рационализировать свое потребление, но при этом хочет покупать себе что-то приятное. Рост премиального сегмента в СТМ говорит о том, что, несмотря на кризис стоимости жизни, покупатель хочет себя баловать.

Читайте также

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.