Автомобильный рынок Казахстана в последние годы претерпевает значительные трансформации. Предстоящая конференция KURSIVAUTO-2024 10 июня в Алматы станет площадкой для всестороннего обсуждения этих изменений. Ключевым вопросом будет анализ текущего состояния и перспектив развития локального автопрома. Участники рассмотрят производственные мощности казахстанских предприятий, модельный ряд выпускаемых автомобилей, а также планы по расширению сборочных линий.
Помимо этого на форуме будут затронуты вопросы динамики продаж новых и подержанных автомобилей, факторы, влияющие на потребительский спрос. Отдельное внимание будет уделено тенденциям на рынке импортных автомобилей, включая растущие поставки из Китая и изменения в структуре импорта из России.
Что происходит с авторынком?
Расширение автокредитования, в том числе со стороны микрофинансовых организаций, было важным фактором роста продаж в последние годы. По оценкам Первого кредитного бюро, в 2023 году портфель автокредитов в Казахстане вырос на 65%, что оставляет задел для дальнейшего развития авторынка.
В прошлом году в РК было выпущено 150 тыс. автомобилей, что составляет 75% от объема продаж на внутреннем рынке. Однако лишь один из десяти казахстанских автомобилей производится методом мелкоузловой сборки (CKD). Планируется, что к концу 2024 года доля CKD достигнет 20%, а к 2027 году — 50%.
Всестороннее рассмотрение этих ключевых тем позволит участникам KURSIVAUTO-2024 получить комплексное понимание трансформации автомобильного рынка Казахстана.
Так, рост автомобильного рынка РК в I квартале 2024 года замедлился из-за ограничений производственных мощностей местных сборочных площадок.
Продажи новых автомобилей в январе-марте 2024 года выросли на 6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, тогда как в 2023 году рост составлял 66,5%. Это связано с тем, что локальное производство обеспечивает более половины продаж на первичном рынке, и текущие мощности не могут удовлетворить высокий спрос.
Импорт автомобилей, в том числе из Китая, продолжает расти, компенсируя ограничения местного производства. Однако автозаводы РК в I квартале 2024 года нарастили выпуск всего на 6,7%, тогда как годом ранее показатель вырос на 47,2%.
Ожидается, что рынок вернется к высокой динамике в 2025 году, когда будут запущены новые производственные мощности. Сдерживающим фактором пока остается использование практически всех имеющихся производственных возможностей.
Бренды-лидеры авторынка РК
Что касается автомобильных брендов, то по итогам I квартала 2024 года в тройке наиболее популярных автомобильных брендов в Казахстане остаются Hyundai, Kia и Chevrolet, производство которых локализовано в стране. Однако продажи этих лидеров сократились по сравнению с аналогичным периодом 2023 года: Hyundai — до 9,2 тыс. единиц (-1,6%), Kia — до 4,8 тыс. единиц (-12,6%), Chevrolet — до 3,3 тыс. единиц (-67,7%).
В то же время уверенный рост демонстрируют китайские автомобильные бренды. В абсолютных цифрах лидируют Jetour (+1,9 тыс. единиц), Changan (+1,4 тыс. единиц) и Chery (+1,4 тыс. единиц). Более того, в топ-20 самых популярных в Казахстане моделей присутствуют 11 китайских брендов.
Казахстанские автосборочные предприятия активно сотрудничают с китайскими производителями, локализуя на своих мощностях все больше китайских брендов. Так, на конвейерах костанайского «СарыаркаАвтоПрома» собирают модели JAC, а в 2023 году было запущено производство четырех моделей Jetour. В конце апреля этого года министр промышленности и строительства РК Канат Шарлапаев подтвердил, что линейка «СарыаркаАвтоПрома» будет дополнена маркой Jetour в 2024 году.
Ожидается, что рост локального производства продолжится, и к 2025 году он достигнет 160 тыс. автомобилей в год. Этому будут способствовать новые автосборочные проекты, в том числе совместные с китайскими партнерами. В частности, в Алматы планируется запуск завода Orbis Kazakhstan мощностью 80 тыс. автомобилей Kaiyi в год, а в Костанае будет налажен полный цикл производства автомобилей Kia.
Спикеры форума
На предстоящем форуме KURSIVAUTO-2024 выступят ведущие эксперты автомобильного рынка Казахстана:
- Азамат Панбаев, председатель Комитета промышленности Министерства промышленности и строительства РК;
- Кайрат Еламанов, президент Союза промышленных инвесторов Казахстана;
- Дмитрий Ботанов, CEO Kolesa Group;
- Бекнур Несипбаев, CEO «Астана Моторс»
- Анар Макашева, глава Казахстанского автомобильного союза и другие.
В рамках форума будет представлено независимое исследование, посвященное текущему состоянию казахстанского авторынка. Участники обсудят широкий круг вопросов, касающихся продаж, экспорта, импорта, рыночных тенденций, включая развитие сегмента электромобилей, а также проблем инфраструктуры и кадрового обеспечения отрасли, ценообразования.