Автор: аналитик Halyk Finance Гульмира Камеденова
Значительное снижение запасов углеводородов за более чем 100 лет разработки казахстанских месторождений сегодня возводит их в разряд трудноизвлекаемых, что увеличивает себестоимость добычи. Специалисты выделяют две категории проблем, связанных с разработкой зрелых месторождений: негеологические - налоговые и управленческие, и геологические - геологоразведка и увеличение коэффициента извлечения нефти. Для решения этих проблем в Казахстане может быть полезен опыт различных добывающих стран, в том числе Канады и Китая.
В апреле текущего года Halyk Finance публиковал Обзор нефтяного сектора за 2023 год, в котором одними из основных проблем представлены высокая себестоимость нефтяных проектов и постепенное снижение объемов добычи нефти, что ведет к уменьшению объемов инвестиций в нефтяную отрасль РК. При этом S&P Global ожидает, что в долгосрочной перспективе добыча на старых действующих месторождениях в Казахстане будет сокращаться.
В Национальном энергетическом докладе (НЭД) ассоциации KAZENERGY за 2023 год сделан прогнозный расчет добычи нефти до 2050 года месторождений Западного Казахстана, где основная часть этих запасов открыта и разрабатывается с 70-80-х годов прошлого века, а к 2050 году добыча с этих месторождений начнет снижаться и суммарно составит 10,5 млн тонн против примерно 27 млн тонн в 2022 году.
Анализируя проблемы зрелых месторождений, НЭД указывает:
- На снижение в период 2020-2022 годов инвестиций казахстанских недропользователей в геологоразведку на 25% в сравнении с периодом 2017-2019 годов;
- Низкую степень инвестиционной привлекательности зрелых месторождений. Согласно рейтингу S&P Global, основанному на сравнительном анализе затрат на разведку и добычу, в 2023 году Казахстан занимал седьмое место среди восьми стран.
Согласно НЭД, главные причины невысокой инвестиционной привлекательности делятся на геологические и негеологические; негеологические причины основаны на высокой себестоимости казахстанской нефти, неблагоприятной финансово-налоговой среде, а также низкой цене реализации нефти зрелых месторождений, продаваемой в основном на внутренний рынок по стоимости в 2-3 раза ниже экспортной.
Среди геологических причин выделяется проблема низкого коэффициента извлечения нефти (КИН). Справочно: средний КИН в Казахстане составляет порядка 30-35%. Для сравнения: КИН в США достигает 50-55%, то есть из месторождений могут извлечь примерно половину обнаруженных запасов.
Проблема низкого достижения КИН содержит в себе целый комплекс вопросов, требующих технологического решения: высокая вязкость нефти, большой процент обводненности добываемой жидкости, частые выносы пластового песка в стволы скважин, рыхлые песчаные породы продуктивных пластов, сложная тектоника расположения нефтеносных горизонтов, а также недостаточная изученность геологической информации о месторождениях.
Для решения проблем, вызванных негеологическими причинами, Правительством РК приняты следующие меры:
Комплексный план предполагает, что «привлекательные регуляторные и фискальные преференции будут стимулировать освоение новых сложных проектов, капиталоемкие проекты на суше и на море будут охвачены государственной поддержкой в виде льгот. Зрелые месторождения будут применять новый стимулирующий налоговый режим».
В целом позиция Правительства РК в отношении зрелых месторождений учитывает «важность поддержки таких месторождений для стабильного обеспечения внутреннего рынка ГСМ, пополнения государственного бюджета и Национального фонда, а также сохранения рабочих мест».
Для устранения причин геологического характера, то есть решения проблемы низкого КИН, «КазМунайГаз» в рамках своих программ устойчивого развития рассматривает такой метод, как обратная закачка попутного газа для повышения нефтеотдачи, его дочерняя компания «КМГ Инжиниринг» разрабатывает технические решения указанной проблемы, включая методы гидроразрыва пласта, горизонтального бурения, закачки пара, закачки полимера.
Кроме того, правительство в сотрудничестве с «КазМунайГазом» привлекает к решению проблемы иностранных экспертов, так как считает, что «зрелые месторождения в стране на сегодняшний день требуют более эффективного подхода к разработке. Каждое пятое месторождение в Казахстане находится на поздней стадии разработки запасов, до 70% и более, и характеризуется высокой обводненностью добываемой продукции, ухудшением структуры остаточных извлекаемых запасов».
Для пополнения геологической информации «КазМунайГаз» в рамках стратегического плана на 2023 год наметил проведение сейсморазведочных работ 2D в Мангистауской и Актюбинской областях. Согласно стратегии, «планируется проведение высокоразрешающей сейсморазведки 3D на пяти месторождениях ММГ для поиска дополнительных перспектив и продления жизни месторождений, находящихся на поздних стадиях разработки».
В плане увеличения КИН интересен богатый опыт разработки зрелых месторождений, каким располагают такие страны, как Канада, Китай, Венесуэла и Россия.
Технические решения включают технологии парогазового воздействия (Китай), вытеснения паром (Венесуэла), внутрипластового горения (Румыния), фильтрационных взрывных волн (Россия), совместно-раздельной добычи (Казахстан), бурение горизонтальных скважин (Канада). США предлагают технологию 4D сейсморазведки.
Пример Канады показывает, что Правительство Альберты выделяет добычу из нефтяных песков в целый экономический кластер, из которого извлекает немалую выгоду, зарабатывая по 8 долларов на каждый вложенный доллар. Китай, разрабатывающий месторождения с 40-х годов прошлого века, продолжает искать и находить технические решения для увеличения их КИН при средней степени выработки запасов углеводородов китайских месторождений 50-55%, беря в разработку продуктивные пласты 20-сантиметровой высоты.
Однако, несмотря на то что зрелые месторождения рассматриваются Павительством Казахстана как отдельная категория с рядом финансовых, управленческих и технологических проблем, четких стратегических программ, планов, отчетов или сборников, специально посвященных их решению, им не издается. Материалы открытых источников носят разрозненный характер, из которых не совсем понятно, какая конкретно проводится работа. Тогда как предлагаемые этими странами технологии и управленческие решения, на наш взгляд, сегодня крайне актуальны и достойны внимания не только узких технических специалистов и финансистов, но и госорганов, учитывая стагнацию относительно нефтедобычи в стране.
Читайте также
Эксперты Cанжар Калдаров и Мурат Темирханов считают, что нефтяной сектор Казахстана сталкивается с рядом серьезных трудностей