Казахстанские нефтепереработчики просят правительство выделить квоты на экспорт излишков бензина. Вывоз светлых нефтепродуктов из Казахстана запрещен с мая 2010 года, но трейдеры надеются получить разовое разрешение на экспорт примерно 50 тыс. тонн бензина, чтобы «разгрузить» затоваренный внутренний рынок. Об этом сообщает агентство Argus.
Торговые компании и НПЗ с конца прошлого года сталкиваются с избыточными запасами бензина марок Аи-80 и Аи-92, спрос на который резко упал зимой. По данным участников рынка, к концу февраля резервы Аи-92 на нефтебазах достигли 220 тыс. тонн по сравнению со 155 тыс. тонн в конце предыдущего месяца, а запасы Аи-80 за этот же период выросли на 15 тыс. тонн – до 65 тыс. тонн.
Наиболее острая ситуация сложилась вокруг Павлодарского НПЗ, хранилища которого, как и региональные нефтебазы, затоварены бензином Аи-92, и в Атырау, где завод сталкивается с избытком продукта марки Аи-80.
Некоторые трейдеры полагают, что правительство, скорее ограничит импорт топлива, чем выделит адресные квоты на экспорт. С начала года в Казахстане обсуждается возможность квотирования или увеличения налоговой нагрузки на импорт нефтепродуктов из России.
Два года назад Казахстан уже выделял адресные квоты на экспорт светлых нефтепродуктов. В марте 2011 года правительство разрешило компаниям «Казмунайгаз Переработка и Маркетинг», Petrokazakhstan, Litasco, Refinery Company RT и «Сан Ойл» вывезти 145 тыс. тонн дизтоплива в Афганистан, чтобы избежать затоваривания на внутреннем рынке. Однако фактический объем экспорта составил около 90 тыс. тонн, поскольку правительство спустя два месяца отозвало квоты, сославшись на повышение спроса в период посевной кампании.
Казахстанские НПЗ в 2012 году произвели 2,9 млн. тонн бензина, на 3,5% больше, чем годом ранее. При этом импорт продукта из России за этот же период вырос на 51% – до 1,4 млн. тонн. В 2013 году, по расчетам министерства нефти и газа, потребление бензина в Казахстане вырастет примерно до 4,4 млн. тонн, из которых 3 млн. тонн будет обеспечено за счет внутреннего производства, а 1,4 млн. тонн – за счет поставок продукта из России и Китая.