USD
446.49₸
EUR
475.38₸
RUB
4.79₸
BRENT
87.35$
BTC
64593.00$
-91.800

Для финансирования рисков стихийных бедствий в ЦА важно развивать ГЧП – Всемирный банк

Госсектор не может справиться с серьезными потрясениями в одиночку, полагают эксперты

Share
Share
Share
Tweet
Share
Для финансирования рисков стихийных бедствий в ЦА важно развивать ГЧП – Всемирный банк - Kapital.kz

Эксперты Всемирного банка рекомендуют странам Центральной Азии развивать государственно-частное партнерство в области финансирования рисков стихийных бедствий.

«Когда в 1966 году в Узбекистане произошло землетрясение, вся столица, город Ташкент, содрогнулась. Это мощное землетрясение сравняло с землей сотни зданий. Многие страны, бывшие советские республики, бросились на помощь для спасения людей, разборки завалов и восстановления домов и инфраструктуры. Город был полностью восстановлен за 3-5 лет. Сегодня Ташкент – это «жемчужина Центральной Азии», город с высокими темпами строительства, развития экономики и роста населения. За последнее десятилетие эти три фактора полностью изменили лицо города. Рост Ташкента происходит в одной из наиболее сейсмически активных зон региона. Есть и другие города Центральной Азии, развитие которых сопряжено с сейсмическими рисками: Бишкек, Душанбе, Алматы и многие другие. Страны Центральной Азии просто не готовы к стихийным бедствиям», - отметили в ВБ.

Помимо землетрясений, в ЦА каждый год сталкиваются с наводнениями, оползнями, селями, пожарами и лавинами. С 2000 года от стихийных бедствий в регионе пострадало почти 10 млн человек, нанесенный ущерб превысил 2 млрд долларов (согласно данным EM-DAT). Из-за изменения климата стихийные бедствия станут еще хуже и будут происходить чаще.

Устойчивость перед потрясениями, вызванными стихийными бедствиями, крайне важна. Повышение устойчивости означает, что правительства смогут управлять рисками, а не просто решать их по мере поступления и надеяться на лучшее. Устойчивость состоит из трех компонентов: физического, социального и финансового. Финансовая устойчивость, или финансирование рисков стихийных бедствий, - это подход к обеспечению готовности, направленный на финансовое управление затратами, возникающими после стихийного бедствия, с обеспечением экономической эффективности и оперативности. 

«В Центральной Азии правительства в значительной степени полагаются на свои бюджеты: когда случаются стихийные бедствия, министерства финансов используют свои резервные фонды, перераспределяют бюджетные ресурсы, берут кредиты на предельных уровнях и надеются на быстрый приток средств по линии солидарности из-за рубежа. Но государственный сектор не может справиться с серьезными потрясениями в одиночку. Частный сектор практически не участвует в финансировании затрат, связанных со стихийными бедствиями. Охват страхования низкий, на уровне менее 10%, а рынки капитала не развиты», - констатируют в ВБ.

Кыргызстан является первопроходцем в Центральной Азии. В 2015 году правительство приняло программу обязательного страхования от стихийных бедствий. Вначале для реализации программы была образована Государственная страховая организация. Теперь правительство формирует государственно-частный пул. Этой программе все еще нужно много поддержки, чтобы она достигла своего потенциала, в том числе из-за того, что она создает большое условное обязательство для правительства и охватывает менее 10% населения.

«Другие страны Центральной Азии только начинают изучать вопросы финансовой готовности. Таджикистан принял Стратегию финансирования рисков стихийных бедствий и сейчас рассматривает создание резервного фонда стихийных бедствий. Узбекистан готовится к разработке своей первой Стратегии финансирования рисков стихийных бедствий. Международные финансовые учреждения помогают этим странам в части анализа и развития кадрового потенциала, но еще очень многое нужно сделать», - подчеркивают эксперты.

По их мнению, страны Центральной Азии могут рассмотреть разделение рисков и катастрофные облигации. Разделение рисков имеет большое значение для экономически эффективного комбинирования разных источников финансирования.

Еще одно решение, которое можно рассмотреть – государственно-частное партнерство по финансированию рисков стихийных бедствий. ГЧП может быть в форме пула рисков или фонда первого убытка (как например, в Кыргызстане), использующего как государственные, так и частные средства для осуществления быстрых, достаточных выплат домохозяйствам, пострадавшим от стихийного бедствия. Оно может уменьшить зависимость страны от государственного бюджета в случае крупных землетрясений (как например, землетрясение в Ташкенте в 1966 году).

Хорошим примером для стран Центральной Азии может быть опыт Турции. 23 года назад правительство страны образовало Турецкий фонд страхования от катастрофических рисков, услугами которого к 2023 году пользовалось около 50% всех домохозяйств. После разрушительного землетрясения большинство выплат были произведены в течение нескольких месяцев.

Стоит отметить, что 10 лет назад, после землетрясения в городе Крайстчерч, у Комиссии по землетрясениям Новой Зеландии ушли годы, чтобы скорректировать и выплатить все требования – с тех пор было извлечено много уроков.

«Помимо того, что решения ГЧП уменьшают чрезмерную зависимость от государственного бюджета после стихийных бедствий, они могут сделать процесс выплат более быстрым, прозрачным и адресным. ГЧП крайне важны для надежного финансирования рисков стихийных бедствий. В случае крупного потрясения, как показывает опыт, ни государственный, ни частный сектор не могут самостоятельно справляться с финансовыми последствиями. Учитывая стабильный экономический рост и быструю урбанизацию, ГЧП находятся в центре решений по управлению воздействием после стихийных бедствий в Центральной Азии», - заключили во Всемирном банке.

Читайте также

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.