Фармацевтическая отрасль в Казахстане сильно зарегулирована. И это касается не только производителей медикаментов, но и дистрибьюторов. О том, в каких условиях и ограничениях им приходится вести бизнес, и какие вызовы видят для себя эти игроки говорили во время международной логистической конференции RELOG CONF в Алматы.
На панельной сессии, посвященной сложностям и рискам логистики на последней миле для компаний фармотрасли Казахстана, собрались топ-менеджеры одних из самых крупных поставщиков лекарств - «Медсервис плюс» и INKAR.
«Здесь сидят представителя двух компаний, входящих в топ-3 фармдистрибьюторов страны, их коммерческие продажи составляют 20% (от общего объема рынка - Ред.)», - сказал учредитель группы компаний «Садыхан», владеющей сетью аптек в стране, Кайрат Аубакиров.
Со ссылкой на данные исследовательской компании Vi-ORTIS он пояснил, что отечественный рынок дистрибуции медпрепаратов делится на 2 большие части: поставки в рамках государственных тендеров по итогам 2022 года составляют 49% от общего объема, а дистрибуция в аптеки, те самые коммерческие продажи - 51%.
Помимо особенностей лицензирования деятельности и высокой в сравнении с компаниями FMCG степени ответственности фармдистрибьюторов перед потребителями есть важный нюанс – государственное регулирование наценки на медикаменты.
«Оно касается 70-80% зарегистрированных в стране медикаментов, и это очень большой показатель. В России контролируется стоимость только 30% наименований. У нас регулирование цен происходит раз в полгода, и это сложная процедура, поскольку на рынке порядка 10 тыс. SKU и много факторов, которые нужно учитывать. Например, изменение курса валюты, у нас ведь 80% препаратов завозится извне», - подчеркнул Кайрат Аубакиров.
Плюс логистика фармпрепаратов – это тяжелый процесс. В итоге завозить некоторые медикаменты становится невыгодно, и они исчезают с казахстанского рынка, добавил он.
Другой важный нюанс фармдистрибуции заключается в том, что для хранения лекарств подходят только склады категории «А» по стандартам GDP, но в Алматы такие площади сложно найти, заметил Кайрат Аубакиров.
«Также, согласно регуляторным нормативам, даже сотрудники склада должны иметь фармацевтическое образование, что сужает для фармдистрибьюторов рынок труда и повышает расходы», - сказал он.
Говоря о том, какие вызовы стоят перед участниками рынка, исполнительный директор «Медсервис Плюс» Арман Жулкашев назвал два. Первый - изменение поведения покупателей.
«Уже говорилось о том, что потребкорзина казахстанцев дешевеет. Это касается и лекарственного рынка. Если раньше люди отдавали предпочтение определенным брендам, то сейчас они ориентируются на цену», - пояснил он.
Второй - каждый уважающий себя дистрибьютор в результате эволюционного развития должен прийти к собственному производству.
«Мы над этим работаем. Построили завод, на котором уже запущено производство, но дело это хлопотное, в нем нет сиюминутных результатов», - пояснил Арман Жулкашев.
Изменение покупательских привычек как новую сложность, с которой надо работать, отметила и финансовый директор компании INKAR Адеми Мадалиева: «Мы зависим от наших клиентов. Есть отделы маркетинга и аналитики, которые исследуют рынок. Будем ориентироваться на потребителей».
В свою очередь Кайрат Аубакиров считает, что самый большой вызов для фармдистрибьюторов – маркетплейсы.
«Люди все больше покупают (лекарства – Ред.) онлайн. Там есть возможность приобретать в кредит, много удобств для этого», - поставил он точку в дискуссии.