Сегодня в сенате в ходе круглого стола член Высшей аудиторской палаты Юлия Энгель поделилась мнением относительно совершенствования системы межбюджетных отношений в условиях возрастающих бюджетных рисков, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Она обратила внимание на то, что очень важно при расчетах трансфертов общего характера (ТОХ) использовать достоверные, актуальные данные по состоянию социальной инженерной инфраструктуры в разрезе всех административно-территориальных единиц, от области – до села. Инвентаризация таких данных должна носить системный, периодический характер хотя бы не реже одного раза в три года. Это тот цикл, по прошествии которого формируется новый пул субвенций.
«И главное – нужна амнистия статистики. Сейчас это не фундамент для планирования расходов, как должно быть, а минное поле, когда не знаешь, какие данные действительны, какие завышены или занижены, и во сколько раз. Только имея четкую картину, можно принять проблему и выработать эффективные инструменты ее преодоления. Система межбюджетных отношений построена таким образом, что привлекательнее занизить прогнозы по доходной части местного бюджета для повышения большего финансирования из республики», - отметила Юлия Энгель.
Как следствие – имеют место значительные погрешности по распределению бюджетных средств.
По данным члена ВАП, в 2017-2019 годы погрешность составляла, по прогнозным значениям, по доходам 16%, в абсолютном выражении это 940 млрд тенге, за 2020-2022 годы процент вырос до 23%, а это уже 5 трлн тенге.
При этом мировая практика показывает максимально допустимую величину погрешности на уровне до 10%.
«Это уже трудно назвать качественным прогнозированием. И мы понимаем, что в условиях такого искаженного прогнозирования финансирование отвлекается от регионов, действительно нуждающихся в средствах, в пользу тех, где руководитель более опытный и пробивной. А субвенции – деньги не возвратные и не подлежат перераспределению в течение всего трехлетнего периода их выделения даже тогда, когда очевидны существенные перекосы в их распределении», - уточнила член аудиторской палаты.
По ее словам, рекомендовано законодательно закрепить размер допустимой погрешности в прогнозировании доходной части бюджетов МИО, превышение утвержденного значения которого могло бы повлечь сокращение трансфертов общего характера в рамках планового периода.
Она напомнила, что акимам предоставлено больше самостоятельности в управлении регионом. Это разумно, учитывая, что они знают все болевые точки регионов, но финансовая самостоятельность еще не реализована на практике.
«Настораживает передача целевых трансфертов в ТОХ. Только на 2023 год дополнительно в базу ТОХ передано 2,8 трлн тенге, и к 2025 году эта цифра вырастет на 30%. Здесь важно осознавать, что передаваемые объемы фактически теряют целевое предназначение и размываются. А будут ли они потрачены на решение изначально планируемых задач в необходимых объемах, или будут отвлекаться на другие цели – это уже зона компетенции ответственности местных исполнительных органов. И очень высок риск, что не совсем рациональное управление такими средствами приведет к тому, что еще больше проблем зародится в МИО, и они обратятся в центр за финансовой помощью, в которой министерства не смогут отказать, потому что мы – унитарное государство, и своих граждан в беде не бросаем», - считает Юлия Энгель.
При этом у ВАП нет законодательно предусмотренной функции по оценке эффективности планирования использования ТОХ. Неудачный опыт в Казахстане уже есть. Так, в 2020 году был внедрен новый подход к определению затрат на строительство и реконструкцию объектов среднего образования.
«Было принято решение, что мы выведем указанную категорию расходов из целевых трансфертов на развитие трансфертов общего характера. Цель благая: акиму виднее, где строить школы и как решать вопросы трехсменки и аварийности. В итоге задача не решена, хотя все административные и финансовые ресурсы были сконцентрированы в регионах», - подытожила она.
В этой связи глава государства поручил запустить новый национальный проект «Комфортные школы», на реализацию которого запланировано 2,6 трлн тенге уже из средств республиканского бюджета и Национального фонда.
По мнению ВАП, необходимо минимизировать встречные потоки, когда одной рукой финансирование регионам предоставляется, другой – отбирается. Это прежде всего касается регионов-доноров.
«К примеру, по итогам 2021 года Астана получила трансфертов в 6 раз больше, чем изъято. Хотя официально она считается полноценным донором», - подчеркнула Юлия Энгель.
Читайте также
Бюджетные изъятия для регионов-доноров сокращены с 31 до 18% в 2022 году