Нужен ли государственный протекционизм, чем это поможет местным производителям и почему торговые сети чаще отдают свои полки зарубежным брендам? Об этом корреспондент центра деловой информации Kapital.kz побеседовал с директором ТОО «Казмясопродукт» Сериком Ильясовым.
- Серик Искендирович, недавно в НПП «Атамекен» в Петропавловске прошёл круглый стол, где местные производители говорили о том, что продукции казахстанских производителей сейчас крайне сложно попасть на полки супермаркетов. Вы с этим согласны? В чём корень проблемы и почему так происходит?
- Думаю, что попасть на полки несложно. Вопрос в том, на каких условиях. Договоры, которые торговые сети сейчас навязывают производителям, составлены так, что казахстанским поставщикам крайне невыгодно работать с ними. Огромные бонусы, штрафные санкции, торговые акции и скидки исключительно за счёт поставщика – всё это выстроено таким образом, чтобы торговая сеть имела максимальную прибыль.
Не то что зайти со своим товаром в сеть – для многих наших поставщиков сложнее выйти из сети, расторгнуть невыгодный договор, так как ретейлеры включают в условия сделки многочисленные штрафные санкции. И вы потеряете очень много, когда решите, что сотрудничество с той или иной сетью вам невыгодно.
- А должно ли, на ваш взгляд, государство регулировать рынок продуктов питания, отдавая приоритет местному производителю?
- Коммерческий интерес наших торговых сетей прост. Они стремятся добиться предельно низкого уровня закупочных цен ради увеличения своей маржи, что им, собственно, и предлагают многие поставщики из других стран ЕАЭС – России, Беларуси. А снижение цены автоматически означает уменьшение прибыли производителя, либо минимизацию его расходов на сырьё и производство. Результатом становится то, что в казахстанских торговых сетях продаётся товар самого низкосортного уровня. Наших производителей такая конкуренция убивает в прямом смысле слова. И выхода нет. Заключая контракт с сетью, ты фактически подписываешь не договор, а приговор самому себе. Переработчики банкротятся. Закрыться дешевле, чем работать в убыток. Только один пример: в нулевых годах в Петропавловске и области было 15 крупных и средних мясных комбинатов. Сегодня остался один. О чём говорить?
Государство должно отрегулировать рынок, и уже давно следовало этим заняться. Для этого неплохо бы изучить практики Европы, где своего производителя защищают очень жёстко. Но, увы, у нас ссылаются на свободу частного предпринимательства.
- Что, по вашему мнению, нужно сделать, чтобы наладить эффективное взаимодействие производителей с торговыми сетями?
- При нынешних условиях сделать ничего нельзя. От слова «совсем». Взаимодействие должно быть справедливым, для этого нужны правила. Правил нет. В Европе, к примеру, повсеместно действует принцип защиты рынка, там торговые сети следуют правилу «сначала отечественное» – так прописано в законодательстве. У нас в РК ничего не прописано. Чиновники говорят: мы же член ВТО, мы член ЕАЭС, мы не можем вмешиваться. Получается, частный бизнес – что хочу, то ворочу. Импорт дешевле, продавать его выгоднее. Всё, замкнутый круг.
- То есть на зарубежные рынки нашей продукции очень сложно зайти, а рынок Казахстана широко открыт для любого импорта? В чём различия местного рынка и рынка сопредельных стран?
- Различия именно в этом: они защищают свой рынок, а мы – нет. Наша проблема в том, что ретейл – это частный бизнес, который никто не регулирует. При ныне действующей законодательной и регламентной базе государство не может навязывать частной компании те или иные условия. Необходимо изменить или доработать регламенты, создать приоритеты именно местным производителям, отечественной продукции. Это называется здоровым государственным протекционизмом. Когда отечественный производитель чувствует себя хорошо – это ведь выгодно государству и населению: это рабочие места, налоги, наконец, качество товара, который покупает потребитель. То есть – здоровье нации.
Казахстан в рамках ЕАЭС как добросовестный партнёр открыл ворота для всех. Мы рассчитывали на встречное движение и на их рынке. Что же мы получили? Те же россияне воспользовались нашей открытостью и просто завалили рынок РК своей продукцией. Наших на свой рынок они не пускают. Делается это, как правило, негласно, с помощью формальных поводов. Официально в российских регионах не против казахстанских производителей, но, когда вы туда приходите, вы сталкиваетесь с политикой тихого саботажа. Вам просто не дадут работать.
Например, в Омске была сеть «Казмаркет» с участием петропавловских производителей, и местные покупатели были очень довольны. Но постепенно наших начали намеренно выдавливать с рынка проверками, формальными претензиями (несвоевременные анализы, не так оформленные сертификаты и тому подобное). Даже полтора года наши там не продержались. У «Казмясопродукта» были и другие кейсы – мы выходили на рынок в Барнауле, Санкт-Петербурге, даже в Москве, и везде повторялось то же самое. Негласно мы узнавали от российских ретейлеров, что контролирующие органы «не рекомендуют» им работать с поставщиками из РК, обещают проблемы: мол, уберите с прилавка казахстанский товар. Когда сталкиваешься с таким произволом в России, то невольно возникает вопрос: а почему нам не действовать зеркально с российской продукцией на нашем рынке? Тем более что претензий к ней более чем достаточно.
- Многие отечественные производители продуктов питания подчёркивают, что наша казахстанская продукция отличается высоким качеством. При этом торговые сети предпочитают закупать импортную продукцию. Почему, на ваш взгляд, так происходит?
- Торговые сети, повторюсь, привлекает высокая маржа. Ради прибыли они закупают самое дешёвое импортное. Вы попробуйте как производитель, например колбасы, конкурировать с продукцией, в которой мяса вообще нет. Когда технологи из других стран посещают наши предприятия, они удивляются: «А вы зачем мясо в колбасу кладёте? Можно ведь вообще без него делать».
Беспределу на рынке способствует и наша бесконтрольность – многие зарубежные поставщики абсолютно вольготно себя чувствуют в Казахстане. Они спокойно арендуют здесь подвалы, переклеивают даты на просроченном товаре. Нормально, да? Просто неприятно об этом говорить… Когда «мясной продукт», привезённый из другой страны, стоит 500-600 тенге за килограмм, скажите мне, что может быть в нём? Соя, желатин, красители – что? А нашему ретейлу очень выгодно зарабатывать на низкой закупочной цене.
Государство должно очень строго контролировать качество, чего сегодня, к сожалению, нет. Из других стран СНГ завозится продукт самого низкого качества. Контроля качества фактически нет. Достаточно сказать, что поставщики из РФ и Беларуси проходят сертификацию раз в три года (!). Государство должно строго проверять товар «на входе», на этапе его ввоза – выборочно, спонтанно, любую партию лабораторно проверять на качество, соответствие ГОСТам, соответствие реального состава заявленному в документации набору компонентов. Поскольку этого не делается, иностранные поставщики наглеют в самом прямом смысле. Ведь это – вопросы здоровья нации, безопасности нашего населения.
- Как должна быть выстроена политика поддержки отечественных производителей в нашей стране, чтобы местные предприятия могли полноценно развиваться, давать больше разнообразной и качественной продукции для потребителей?
- Для полноценного развития нужен системный государственный протекционизм. Необходимы чёткие приоритеты по отношению к местному производителю, которые будут едины для всех торговых компаний. Даже договоры, по моему мнению, должны быть разными для местных поставщиков и иностранных. Именно это мы видим в Европе. Они защищают свой рынок очень жёсткими мерами, в том числе прописывают более строгие условия по санитарно-гигиеническим, другим пищевым стандартам для зарубежных поставщиков. У нас в Казахстане, к сожалению, условия абсолютно равные, и иностранные поставщики пользуются этим.
Как я уже отмечал, около 20 лет назад в регионе было порядка 15 производителей мясной продукции. Сегодня остался только «Казмясопродукт». Отрасль фактически разрушена, и это – результат агрессивного демпинга со стороны российских и других поставщиков в рамках ЕАЭС. Сегодня нашим производителям стало невозможно конкурировать ценой, потому что мы всегда боролись за качество. Теперь это стало невозможным. Повторюсь: когда ваш конкурент поставляет колбасу, в которой нет мяса, вы не сможете выиграть борьбу с ним.
Торговые сети сформировали условия, при которых на рынке безраздельно доминирует иностранный товар сомнительного качества, по одной простой причине: они на таком низкосортном товаре имеют более высокую маржу, чем на качественном. Данную ситуацию необходимо менять. Да, мы понимаем, что государство не может вмешиваться в частный бизнес. Но оно может и должно установить регламенты, исключающие завоз на рынок страны товара, не соответствующего пищевым и гигиеническим стандартам. Необходимо внедрять жёсткий внешний контроль поставок «на входе», на этапе пересечения границы – это не будет ущемлением зарубежных поставщиков, это будет зеркальным повторением того, как другие страны защищают собственный рынок. Ведь импортную продукцию там контролируют предельно строго. И нам не надо ничего изобретать, нужно просто изучить и реализовать такую практику здесь. Это будет честно. Сейчас есть острая необходимость в принятии современного закона о торговле по европейскому стандарту, продвигающего в первую очередь отечественное производство, а не торговые сети.