В министерстве индустрии и инфраструктурного развития считают, что низкие
расценки в сфере дорожного строительства не привлекают на рынок крупные компании, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz со ссылкой на пресс-службу ведомства.
«Одной из основных причин плохого состояния автодорог в Казахстане является недофинансирование ремонта и содержания дорог в рамках утвержденных нормативов. До 2014 года в конкурсных процедурах по таким проектам, как «Западная Европа – Западный Китай», «Бейнеу – Актау» или «Жетыбай – Жанаозен», участвовало до 30 крупных международных дорожных компаний из Канады, США, Кореи, Португалии, Италии, Испании, Германии, Турции, Катара, Китая и других стран», - считают в МИИР.
В ведомстве привели в пример статистику. С 2015 года в конкурсах на строительство по проектам «Жезказган – Кызылорда», «обход г. Туркестана», «обход г. Петропавловска», «Балхаш – Бурылбайтал – Курты» заявляется максимум по 2-3 участника. При этом их ценовые предложения превышают бюджет (ПСД) до 30%. В отдельных случаях для участия заявляется всего один поставщик. В результате конкурсы объявляются несостоявшимися, и процесс реализации проектов затягивается.
«В числе прочего такая ситуация обусловлена привязкой к курсу доллара. Например, в проекте «Нур-Султан – Щучинск», реализованном до 2014 года, стоимость 1 км строительства составляла 5 млн долларов, а в текущем году стоимость 1 км в проекте «Караганда – Алматы» составляет уже 1,5 млн долларов. Если посчитать в тенге, стоимость работ не изменилась. Но в долларовом эквиваленте она уменьшилась в 3 раза. Конечно, все расчеты в Казахстане должны вестись в национальной валюте. Однако надо принимать во внимание, что часть оборудования и техники, применяемых подрядными организациями в дорожном строительстве, закупается в иностранной валюте», - пояснили в министерстве.
В этой связи образуется проблема с обновлением парка современной техники, жизненный цикл которой часто ограничен двумя проектами длительностью от 2 до 6 лет. Но на практике в данный момент работы производятся техникой 2006-2008 годов выпуска. Прямо или косвенно это влияет на качество строительства и ремонта дорог.
Кроме того, считают в министерстве, сегодня иностранные компании не заинтересованы в мобилизации собственной техники из-за необходимости уплаты таможенных пошлин и налогов. С одной стороны, это требование закона и работает в интересах страны. С другой стороны, есть пример стран, где на период строительства предусмотрено освобождение от данных обязательств, что дает стимул к участию зарубежных организаций.
МИИР совместно с заинтересованными госорганами прорабатывает вопрос применения в Казахстане международных контрактов FIDIC. Их внедрение позволит решить закоренелую проблему и проводить корректировку стоимости проектов с учетом быстроменяющихся условий строительного рынка, инфляции и т.д.
Министерство индустрии и инфраструктурного развития предлагает МФ, МНЭ провести соответствующую работу по внесению изменений в Бюджетный кодекс и нормативные правовые акты, регулирующие ценообразование, пересмотреть подходы по обязательным платежам при ввозе на территорию страны специализированной дорожной техники.
Читайте также
В МИИР рассказали о развитии транспортно-транзитного потенциала страны