USD
439.43₸
-2.230
EUR
473.31₸
-1.830
RUB
4.82₸
-0.040
BRENT
83.57$
+0.050
BTC
63572.70$
-325.200

Торговые сети не должны становиться барьером для национального производства

Директор Молочного союза Казахстана Владимир Кожевников рассказал о ситуации на рынке и подчеркнул, что, покупая отечественные продукты, мы развиваем собственную экономику

Share
Share
Share
Tweet
Share
Торговые сети не должны становиться барьером для национального производства - Kapital.kz

Как дать возможность потребителям покупать больше качественных местных продуктов? Почему реализация отечественных продуктов питания снижается? Эти и другие вопросы поднимались отраслевыми экспертами, представителями компаний-производителей и индустриальных отраслевых союзов Казахстана на круглом столе «Потребление и реализация отечественных продуктов питания – перспективы и барьеры», который прошел в Национальной палате предпринимателей «Атамекен» в Нур-Султане. Подробнее о накопившихся в отрасли проблемах и путях их решения рассказал один из инициаторов круглого стола, директор Молочного союза Казахстана Владимир Кожевников.

- Владимир Николаевич, на круглом столе эксперты говорили о необходимости обратить внимание на отечественную отрасль производства продуктов питания, которая сегодня находится в непростых условиях. Почему это так важно сегодня?

- Этот большой и актуальный вопрос состоит из двух частей. Из производства сельскохозяйственных продуктов, которому наш комитет в «Атамекене» уделяет много внимания и постоянно работает над решением проблем агропромышленного комплекса, организации посевной кампании, взаимодействия с фермерами и аграриями и так далее. Тут есть круг нерешённых вопросов, но сейчас руководство страны и лично президент Касым-Жомарт Токаев уделяют этому направлению повышенное внимание, и все острые моменты, которые назрели в агропромышленном комплексе, взяты на заметку и находятся на стадии решения.

Вторая же часть, которая сегодня собственно и обсуждалась на круглом столе, – это переработка сельхозпродукции, производство и реализация продуктов питания. Как отмечают представители местных компаний, государству сегодня нелегко, но оно старается поддерживать своего производителя.

Все мы можем наблюдать, насколько нестабильна сейчас ситуация в мире. В этих условиях нам нужно активнее развивать свою экономику и прежде всего производство продуктов питания, так как речь идёт о продовольственной безопасности страны. Нам необходимо наращивать собственное производство и потребление. Тогда экономика будет устойчивее переносить колебания курсов, а население более защищено, если мы станем больше ориентированы на собственное производство, это позволит сокращать импорт инфляции.

Производство продуктов питания является стратегической отраслью для любой страны и ей нужно уделять серьезное внимание. Производители отмечают, что при реализации своей продукции они попадают под ограничения со стороны местной розницы. Одним из важнейших каналов реализации продуктов питания являются местные торговые сети, и отечественные производители хотят быть в них представлены. Но не все казахстанские продукты могут попасть на полки супермаркетов, так как существует много барьеров.

В результате, как отмечают представители местных компаний, многие предприятия вынуждены снижать объем производства продуктов питания, так как их на торговых полках вытесняет импорт. И если сейчас, когда руководством страны объявлен курс на политическое и экономическое обновление, не уделить должного внимания проблемам реализации местных продуктов, то эта стратегическая для страны отрасль может оказаться на грани выживания, чего мы никак не должны допустить.

- Что это за ограничения, которые не пускают местного производителя в торговые сети?

- Как говорилось на круглом столе, прежде всего это политика торговых сетей, где главным критерием при выборе поставщиков является низкая закупочная цена товара, а не качество. Низкую цену могут дать крупные производители продуктов из соседней России, например. Местные производители им менее интересны.

Цена – это важнейший аргумент для потребителя. Но как говорят эксперты, цена складывается из качества. Закупая продукты по самой низшей цене, сети способствуют формированию в стране рынка продуктов с минимальным качеством, и все участники рынка вынуждены подстраиваться под эти требования.

Отечественные производители, которым удается зайти в местные торговые сети, вынуждены работать порой себе в убыток. Продавая свою продукцию по низким ценам, казахстанские производители недополучают прибыль, которую они могли бы вложить в модернизацию и закуп нового оборудования, освоение производства новых продуктов. А чтобы развиваться, отечественное производство должно быть прибыльным.

Другой больной вопрос - квоты на представленный в торговых сетях ассортимент. Почему они вводятся? Потому что аналогичный импортный товар уже представлен в супермаркете. Местные производители вынуждены конкурировать с гигантами из других стран, в том числе из соседней России, у них значительно больше финансовых ресурсов для достижения договоренностей о представленности в наших сетях. Поэтому под ограничения чаще всего попадают именно местные производители.

В результате качественные казахстанские товары могут и вовсе не дойти до полок супермаркетов, забитых импортным товаром. По мнению участников круглого стола, более половины продуктов в торговых сетях — это импорт, в то время как у самих соседей, в той же России, благодаря политике регулирования ассортимент сетей до 80% представлен продукцией местных компаний.

Жалуются казахстанские производители и на так называемые ретробонусы за реализованный товар, которые требуется отдать ретейлеру и которые могут достигать 30% от стоимости товара. Это какую маржу нужно заложить в цену, чтобы треть отдать только в виде ретробонусов?

Нарекания вызывают также крайне жёсткие условия оплаты в сетях за продукцию. Это всегда постоплата, по которой отсрочка может доходить до трех месяцев. Получается, что производитель платит поставщикам исходной продукции, то есть аграриям, производит товар, оплачивает все налоги и зарплаты своим работникам, несет транспортные расходы и так далее, а получает расчет за свой реализованный продукт лишь в следующем квартале! Если взять опять же российских производителей, то все они пользуются очень мощной поддержкой государства в части финансирования оборотных средств, что дает им возможность безболезненно соглашаться на условия отсрочек платежей.

По словам производителей, практически все скидки и любые программы лояльности торговые сети проводят за счёт производителя, и, очевидно, что крупным иностранным игрокам легче вложиться в маркетинговые акции и в рекламу, а наши производители оказываются на задворках. В результате развитие производства приходится сдерживать или вовсе сокращать, увольнять сотрудников, что уже напрямую влияет не только на экономику, но и на социальную составляющую.

Как говорят производители, сети, работающие на рынке нашей страны, не должны выступать барьером для национального производства, а наоборот - поддерживать и стимулировать рост местного пищепрома. Все понимают, что у торговых сетей свои порядки и условия, сложившиеся за десятилетия рыночной экономики. Однако такой подход вредит развитию национальной экономики, и государство должно принимать здесь регулирующие решения.

- Как эксперты предлагают решать проблемы? Отечественные производители ждут каких-то льгот, или финансовой поддержки со стороны государства?

- Сейчас речь не о льготах или финансовой помощи. Отечественные производители говорят о создании приоритетных условий при реализации продуктов в рознице – это для них принципиальный вопрос. Они настаивают в целом на приоритетных условиях для работы на рынке местных компаний, на вовлечении торговых сетей в процесс поддержки и популяризации отечественных продуктов питания, а также активной работе с покупателями, которая разъясняла бы выгоды потребления местных продуктов.

Производители на круглом столе говорили о необходимости создания приоритетных условий для них в сравнении с импортной продукцией. Не вводить ограничения, не чинить препятствий для представленности в рознице – по входу и по ассортименту. Казахстанские производители считают, что для того чтобы уравнять конкурентные условия, ретейлеры могли бы предоставлять им лучшие полки, видные и хорошо заметные места в торговых залах. Тем более что прецедент уже был, и места для продуктов казахстанских производителей отмечались специальными яркими стикерами, однако этого недостаточно. Данную инициативу нужно развивать и продолжать.

Сети тоже должны быть заинтересованы в производителях отечественных продуктов питания. Но если они не готовы что-то делать самостоятельно, как, например, оформление полок для казахстанских производителей, или проведение акций, то, вероятно, здесь и могло бы поучаствовать государство или муниципалитеты.

- Насколько нам известно, деятельность торговых сетей жестко регулируется в Европе. В торговых сетях соседней России до 80% местных продуктов. Что на эту тему говорит международный опыт, и стоит ли нам его перенимать?

-  Конечно, у нас в Казахстане свободный рынок, однако мы не хотим ущемления прав местных производителей. Ведь в любой, даже в развитой стране своих производителей поддерживают, и у них есть определённые льготы и преференции. Действительно, в европейских торговых сетях муниципальные власти могут даже регулировать ассортимент, чтобы поддерживать местных производителей. Так, в Польше регулируется ассортимент для супермаркетов площадью более 2000 кв. м, а в Германии – от 1200 кв. м. Регулируется в пользу отечественного производителя, конечно, а также, чтобы не было монополизма, явного доминирования крупных игроков, прежде всего, импортных. Возможно, и нам нужно идти по этому, уже опробованному в других странах, пути.

В Европе по выходным, когда все магазины не работают, во многих городах и городках проходят ярмарки, где представлена продукция только местных производителей. У нас ярмарки были лишь дополнением к работе магазинов и постоянно действующих рынков, но в период пандемии и они практически перестали проводиться. К сожалению, ярмарки не получили пока у нас должного развития в силу редкого проведения и недостаточно продуманной организации.

- Эксперты говорят о том, что продукты отечественного производства покупать выгодно. В чем, по вашему мнению, состоит эта выгода?

- Прежде всего, в том, что местные продукты питания производятся рядом с потребителем. Как минимум они всегда более свежие, чем те, что везут за тысячи километров. Долгая дорога требует большего срока годности, приходится использовать консерванты, следить за сохранением температурного режима на период логистики и так далее. Местные же продукты в этом плане имеют преимущество, они зачастую более качественны, а по цене конкурентоспособны.

Казахстанцы должны понимать, что местные производители платят налоги в местный бюджет, а из него строятся дороги, школы, детские сады, выплачиваются пенсии и зарплаты. Поэтому если перед покупателем стоит выбор, то при равных ценовых условиях лучше выбирать отечественный продукт. Нужно об этом больше говорить и доносить до людей информацию через СМИ, интернет, соцсети, в точках продаж. Покупая отечественную продукцию, казахстанцы вносят вклад в улучшение собственной жизни.

- Что в целом нужно сделать, чтобы отечественное производство продуктов питания развивалось во благо населения страны, а не деградировало?

- Самое важное, мне кажется, наладить справедливые правила взаимодействия производителей с торговыми сетями. Идти по пути открытия производителями фирменных магазинов дорого и требует дополнительных расходов. Кроме того, такой путь совершенно недоступен мелким производителям. Да и вообще, сетевой ретейл в современной торговле уже прочно отвоевал свои позиции, игнорировать его сложно, но нужно, чтобы он повернулся лицом к отечественным производителям, и это задача государства. Пришло новое время, и сейчас пора выработать новые справедливые правила и расставить приоритеты в пользу нашей стратегически важной отрасли переработки и производства продуктов питания, а не давать возможность развиваться только торговле.

Нужно, чтобы государство выступило неким арбитром и, учитывая интересы всех участников рынка, предложило такую систему, чтобы производители могли дальше развиваться и им это было интересно.

Понятно, что сети действуют в условиях рынка, но стратегические вопросы производства продуктов питания государство обязано регулировать. На круглом столе мы дали местным производителям рассказать о своих проблемах. Мы хотим, чтобы об этом было известно руководителям правительства и курирующих министерств, а также органам власти на местах. Мы эту инициативу поддерживаем, так как вопрос действительно назрел, и надеемся, что в результате сможем сформировать рабочую группу с участием всех заинтересованных сторон и создать, наконец, условия для стабильного развития отрасли производства продуктов питания.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.