Технический надзор должен начинаться уже на этапе проектирования. Как выстроить эту работу, на какие важные моменты надо обратить внимание и почему принципиально важно не допускать формального подхода. Об этом в интервью корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz рассказал начальник отдела технического надзора и изысканий компании Kazmintech Engineering Ярослав Коротков.
- Ярослав, расскажите, пожалуйста, когда ваша компания начала работать по направлению технического надзора?
- Весной 2020 года я начал подбирать команду из круга специалистов с соответствующим опытом. Ее формирование позволило нам заключить первые договоры. Заказчику нравится наш надзор, от этого он видит положительные тенденции на площадке, на стадии проектирования. Ощутив пользу, нам «подкинули» еще проекты, сейчас мы ведем четыре крупных объекта.
- Как технадзор помогает практическими предложениями в проектировании?
- На этапе проектирования группа технадзора работает с проектом до утверждения и передачи его заказчику, чтобы минимизировать количество возможных ошибок. У Kazmintech Engineering качественное проектирование, однако реальный опыт строительства на площадке может помочь коллегам, проектирующим в офисе. К примеру, проектировщик не всегда может знать новейшие технологии и может закладывать устаревшие, от устройства полов до возведения стен, в этом мы можем подсказать.
Проектирование – это больше работа по шаблонам, есть нормативы и требования, какие-то повторяющиеся работы, расчеты здания. Между тем технадзор на основании своей практики уже видит, где можно поменять технологию производства работ, заменить материал. Он может вносить свою лепту рекомендациями.
Кроме того, при строительстве на крупных промышленных площадках можно не учесть нюансы в виде подземных путей или коммуникаций, о которых никто не ведал. Например, завод был поставлен еще в 1950-е годы, но его проектная документация, которую могли бы посмотреть проектировщик и заказчик, не осталась. При начале работ вылезают неучтенные моменты, и приходится переделывать часть проекта, здесь группа технадзора тоже участвует в разработке решения для проектировщика в качестве консультантов.
- Какие специалисты входят в группу надзора и какие у них функции и навыки?
- В нашу группу технадзора входят аттестованные эксперты с правом осуществлять технический надзор на объектах первого уровня ответственности по таким направлениям, как несущие и ограждающие конструкции, технологическое оборудование, инженерные сети.
Осуществляем контроль за соответствием ПСД и качеством выполненных и предъявленных к оплате строительно-монтажных работ, ведем учет объемов и стоимости выполненных СМР, сроков строительства, а также объемов некачественно выполненных подрядчиком работ. Кроме того, технадзор контролирует соблюдение календарного плана строительства и ввод объектов в эксплуатацию, наличие исполнительной документации.
Вдобавок мы постоянно проверяем качество СМР, применяемых материалов, конструкций и оборудования, соответствие их проектной документации, техническим условиям присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, наличие и правильность оформления документов, подтверждающих их качество, результатов испытаний.
Мы подбирали группу с таким замыслом, чтобы каждый ее участник был специалистом именно в своей области. К примеру, я сам много лет проработал инженером-строителем, у меня большой узконаправленный акцент именно на строительные конструкции. Однако каждый из нас разбирается в других разделах проектов, так или иначе.
Есть у нас, к примеру, Виталий Комаров – он один из экспертов по сетям. Его трудовая практика начиналась в поле. После окончания института он порядка десяти лет отработал на линии, своими руками попробовал все материалы и сети – отведения, вентиляции и другие. У него был опыт в службе работы заказчика. В этой группе уже вел непосредственный контроль за выполнением строительно-монтажных работ, начиная с подготовки проекта и заканчивая сдачей объекта в эксплуатацию. Помимо сетей он хорошо разбирается в строительных конструкциях и в других разделах проекта, хотя как узкий специалист в основном он направлен именно на сети и оборудование.
Еще один наш специалист Юрий Булин ориентирован больше на несущие и ограждающие конструкции – это другой подраздел технадзора. Он также после института все понюхал на строительной площадке на протяжении нескольких лет. Затем работал в службе заказчика. Также остальные наши специалисты, которые работают в своей узконаправленной стихии, тем не менее разбираются в других разделах.
Я, как руководитель группы технадзора, являюсь у них терапевтом. Ко мне стекается основная масса вопросов, по которым мы с каждым специалистом отрабатываем.
- В группе технадзора есть геодезисты? Какова их роль?
- Да, обязательно. Возглавляет это направление Кирилл Коротков, который имеет большой практический опыт в области геодезии. Геодезисты помогают в соблюдении требований нормативной документации, чтобы мы могли проверять конструкции. При этом у них бывают дополнительные функции, которые должен выполнять заказчик, к примеру, в разбивке осей здания для нового строительства и передачи подрядчику, или топографические работы, уточняющие, натурные схемы существующих коммуникаций для проектирования. Геодезическая служба работает в тандеме с технадзором, но и предоставляет отдельно услуги заказчику. Сейчас, к примеру, участвует в четырех основных проектах и выполняют дополнительные услуги по разным объектам. Пожелал заказчик, например, сделать 3D-съемку существующего корпуса для проектирования, чтобы все замеры включили в проектирование, или же в ходе строительства вылезли коллизии, и проект не бьется с фактическими застройками на площадке – необходима дополнительная геодезическая поддержка.
- Расскажите, пожалуйста, подробнее об использовании 3D-съемки в работе геодезистов.
- 3D-сканер помогает как заказчику, так и всем участникам строительства. Нам он помогает контролировать ход строительства в плане геометрических параметров конструкций, проектировщику помогает наиболее точно делать их замеры. К примеру, есть старый корпус, из которого хотят сделать реконструкцию. От заказчика потребуются исходные данные и замеры. Лазерное сканирование удовлетворяет эти требования за считанные часы, гораздо быстрее, чем замеры бы делал человек с палкой-рулеткой, на что ушли бы недели.
Сканер сканирует здание снаружи, сверху, изнутри, снизу на 360 градусов, превращая данные в облако точек, которое затем обрабатывается на специальном софте. Из этого облака проектировщики делают цифровую модель, на которой видны все параметры для проектирования, облегчая жизнь себе и заказчику. Точность измерения во много раз выше человеческого, выигрыш по времени очевиден, особенно в условиях густой застройки промышленной площадки на территории завода, где может быть очень много инженерных коммуникаций – кабеля, эстакад, путепроводов, промоборудования.
В условиях существующей застройки на стадии проектирования можно прийти с 3D-сканером на площадку, отснять все необходимое, что пожелает заказчик или проектировщик, и затем уже на фоне первоначального объекта и заснятой площадки, готового облака точек можно наложить одну картинку на другую и увидеть все коллизии, которые получились во время проектирования – условно, где-то пересекаются какие-то трубопроводы, другие коммуникации, где-то какой-то новый проем не сходится с такой-то конструкцией и так далее. С помощью 3D-съемки на стадии проектирования уже можно избежать множества ошибок и коллизий.
- Какие трудности на объектах обычно возникают у технадзора?
- Таких примеров можно перечислять до бесконечности, но обычно все причины проблем в нашем строительстве начинаются изначально от отсутствия специалистов и инженерно-технических работников (ИТР) на участке. На сегодняшний день у нас вообще слабая подготовка ИТР в вузах, где их уже практически не выпускают. Поэтому на площадках случается очень много всяких ошибок, и нам приходится выступать чуть ли не учителями.
Перед началом работ группа технадзора сама готовится к реализации проекта, изучая его, а затем, исходя из опыта, ставит вопросы по острым моментам – к примеру, по монтажу или технологии, чтобы обозначить тонкости работ перед производителем для предупреждения замечаний и отклонений. Часто бывает так, что у подрядчиков существует очень слабый операционный контроль на площадке из-за отсутствия геодезистов или инженерных компетенций, которые должны быть у инженерно-технических работников. В итоге подрядчики допускают отклонения.
- Технадзор в строительстве часто превращается в формальность. Как этого пытаются избежать в Kazmintech Engineering?
- По большей части это зависит от желания заказчика, кому-то технадзор нужен просто формально. При получении разрешения на строительство по нормативной документации требуется наличие договоров с авторским и технадзором, без него одобрение на строительно-монтажные работы не дадут. Есть мелкие проекты, где заказчик просто не хочет тратить деньги, ведь суммы технического и авторского надзора исчисляются от общей суммы строительства. Некоторые думают так: зачем платить технадзору, если ко мне придут профессионалы строить? Иногда заказчик берет на себя ответственность: ты просто нам подписи ставь, а мы там сами как-нибудь построим…
В этом плане мы определяемся на стадии заключения договоров с потенциальным заказчиком, где видны его намерения – хочет ли он обустроить свой проект формальностями, обложившись формально договорами авторского или технического надзора, либо он действительно этого хочет. На формальные договоры или на формальное участие в проекте Kazmintech Engineering изначально не идет, потому что это огромная ответственность. Пока мы сами не увидим ситуацию, не измерим, не проверим те или иные конструкции, пока все круги ада через наши руки, глаза и уши не пройдут здания, сооружения, у нас построенные, реконструированные - мы не подпишем ни один документ. Это наша принципиальная позиция.