В Казахстане составлен график ремонтных работ на НПЗ на 5 лет. Об этом на брифинге в Службе центральных коммуникаций сообщил министр энергетики Магзум Мирзагалиев, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
По словам министра энергетики, была проанализирована ситуация с дефицитом ГСМ, которая складывалась в последние годы. В связи с чем предложен ряд мер, которые позволят избежать дефицита топлива.
«Мы выстроили график ремонта НПЗ таким образом, что на капитальный ремонт будет останавливаться только один НПЗ в год. У нас сейчас в Казахстане три НПЗ, соответственно, они будут ремонтироваться (капитально - Ред.) друг за другом. Понятно, что будут определенные текущие ремонты таких заводов, они будут производиться при необходимости. Но при этом мы будем очень жестко ограничивать (текущий ремонт – Ред.) по количеству дней. Это первая норма, которая сейчас в проработке», - сообщил Магзум Мирзагалиев.
Кроме того, в Казахстане намерены сформировать запас ГСМ на случай дефицита.
«Поэтому уже с января мы подписали соответствующий график (по запасам ГСМ – Ред.). Планируем сформировать порядка 200 тыс. тонн запасов ГСМ, в первую очередь, по дизтопливу. 150 тыс. тонн возьмет на себя «КазМунайГаз», 50 тыс. тонн – КТЖ», - пояснил Магзум Мирзагалиев.
Также нефтебазы планируется оборудовать датчиками - так называемыми уровнемерами.
«Потому что этой осенью столкнулись с тем, что мы не знали реальную картину в стране по запасам ГСМ. Объясню: мы получаем информацию о запасах ГСМ по телефону, сейчас разработали законодательные новеллы, согласно которым с июля 2023 года крупные нефтебазы должны быть оборудованы такими датчиками, а крупные нефтебазы обладают 90% всех запасов ГСМ. А с 1 июля 2024 года мелкие нефтебазы должны быть оборудованы соответствующими системами контроля и учета по запасам ГСМ», - сказал министр.
Кроме того, с 2022 года планируется начать отгрузку дизтоплива для сельхозтоваропроизводителей на месяц раньше.
«В январе-феврале у нас исторически низкое потребление ГСМ. Соответственно, на месяц раньше планируем начать уже отгрузку топлива», - отметил министр энергетики.
В свою очередь эксперт Олжас Байдильдинов напомнил, что еще в 2019 году говорил о том, что ГСМ на внутреннем рынке реализуется по цене ниже себестоимости.
«На текущий момент цены на энергоносители в Казахстане ниже рыночных не на 10-20%, а в разы. Если взять рыночные цены на ГСМ (объем реализации - Ред.) и переложить их на Казахстан, это порядка 4,5 млрд долларов. Если разделить этот показатель на 19,5 млн жителей страны, то можно подсчитать, что каждый гражданин Казахстана получает в виде топливных субсидий более 100 тыс. тенге в год. Эта сумма заложена и в цену на бензин, и в доставку продуктов. То есть розничные субсидии на топливо существуют в Казахстане», - считает эксперт.
По его словам, на сегодняшний день цена, по которой нефтяные компании продают сырую нефть на внутренний рынок, составляет 20-25 долларов за баррель.
«Эта цена не просто ниже мировой цены на сырую нефть в 3-4 раза, это ниже, чем среднеотраслевая себестоимость (сырой нефти - Ред.) в 40 долларов за баррель. И вот эта ситуация продолжается уже долгое время. Такая же ситуация и по сжиженному газу. Поэтому тезис о том, что в нефтяной стране должны быть низкие цены на бензин - это не совсем так. Он у нас сейчас итак ниже себестоимости», - подчеркнул Олжас Байдильдинов.
Читайте также
Ежемесячная потребность региона в сжиженном газе составляет 18 тыс. тонн