Пандемия коронавируса заставила большинство жителей Казахстана начать экономить. Так, 75% опрошенных NielsenIQ ответили, что в этом году сокращали свои расходы. Большинство делали это за счет отказа от покупки новой одежды (67%), развлечений (61%) и питания вне дома (53%). Об этом сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz со ссылкой на исследовательскую компанию NielsenIQ.
«Правда, если сравнить
показатели второго и третьего кварталов текущего года, становится очевидным:
рестораны и развлечения постепенно возвращаются в нашу жизнь. Хотя каждый третий респондент признается, что даже в момент улучшения экономической
ситуации продолжит экономить», - говорится в исследовании.
В нем отмечается, что казахстанцы стали более чувствительны к росту цен на продукты питания: 97% жителей столицы в этом году отметили подорожание продуктов питания, в 2020 году этот показатель составлял 91%.
«Похожая ситуация сложилась и в Алматы: в 2021 году 97% жителей города указали на рост цен на продукты, в 2020-м этот показатель составлял 93%. Жителей Павлодара, указавших на то, что в 2019 году цены на продукты выросли, насчитывалось 84%, сейчас повышение цен отмечают 93% опрошенных. В Караганде эти цифры составили 89% (2019 год) и 99% в 2021 году. Как результат: каждый второй покупатель в Алматы и Нур-Султане экономит за счет отказа от излишеств, а каждый третий – ищет промоакции», - говорится в исследовании.
Интересно, что на фоне усиления ценочувствительности у покупателей в Алматы, Караганде и Павлодаре столица показывает небольшое снижение данного показателя.
«Хотя жители Нур-Султана тоже склонны замечать изменение цен. И в первую очередь казахстанцы осведомлены о ценах на хлеб, свежую выпечку и молочные продукты, а наименьшая осведомленность покупателей о цене наблюдается в категориях крепких алкогольных напитков. При этом процент покупателей, готовых перейти на более дешевые марки, по сравнению с прошлым годом заметно уменьшился - в Алматы с 18% на 13%, в Нур-Султане - с 21% на 13%. Респонденты говорят, что предпочитают покупать привычные марки, но в меньших количествах», - говорится в исследовании.
Также в NielsenIQ подчеркивают, что каждый второй казахстанец не ожидает улучшения экономического положения в стране в ближайший год.
Есть и оптимистичные новости. В Казахстане растет количество тех, кто готов сократить свои расходы, связанные с курением (16%), употреблением алкоголя (14%), и уделить больше внимания поиску более выгодных предложений по кредитам и страховке (14%).
«По сравнению с цифрами II квартала 2021 года меньшее количество опрошенных собираются в дальнейшем экономить на ежегодных отпусках. К тому же в III квартале 2021 года выросла доля казахстанцев, предпочитающих тратить свободные деньги на инвестиции с 13% на 18%. А вот количество желающих инвестировать свободные средства в медицинские услуги и обустройство дома и ремонт снизилось», - говорится в исследовании.
Прагматичный подход к тратам оказался стимулом для формирования экодружелюбной привычки по контролю потребления газа и электричества. Этот пункт останется и в будущем важным для каждого пятого казахстанца.
Читайте также
Внешнеторговый товарооборот страны вырос на 14%