USD
523.86₸
EUR
544.34₸
RUB
5.11₸
BRENT
72.98$
BTC
96907.10$
-172.400

Как работает бьюти-франшиза в Казахстане

Работая с иностранным брендом, Даурен Макенов и Айгерим Нургалиева пришли к мысли, что надо создавать собственную сеть

Share
Share
Share
Tweet
Share
Как работает бьюти-франшиза в Казахстане- Kapital.kz

Открывая бизнес, надо выбрать один из двух путей: создать свой бренд, продвигать его, нарабатывать клиентскую базу или стать частью уже существующего проекта с хорошей репутацией, купив франшизу. Второй вариант в самом начале своего пути выбрали супруги Даурен Макенов и Айгерим Нургалиева. Сначала они приобрели британскую франшизу салонов красоты Toni&Guy и семь лет успешно работали по ней в Нур-Султане. Затем бизнесмены стали франчайзи российской сети «Персона», параллельно в 2015 году открыв собственную Академию красоты и управляющую компанию ADEMI Partners. Три года назад в ней был также создан собственный бренд SuperMe, который разросся до сети в пять точек. Корреспондент центра деловой информации Kapital.kz побеседовал с бизнесменами, чтобы узнать, какие преимущества дает франшиза и кому, в целом, стоит о ней задуматься.

 - Расскажите, пожалуйста, почему вы выбрали именно индустрию красоты?

Айгерим: В 2007 году мы обучались в Великобритании по программе «Болашак». Как студенты с ограниченным бюджетом, собирали купоны, чтобы попасть в Toni&Guy в студенческие дни – и уже тогда заметили огромную разницу между британскими и казахстанскими парикмахерскими. Было интересно, почему у нас такого нет – в концепции ведь нет ничего особенного. Перенять этот опыт и заработать на нем вполне возможно. В Казахстане по сравнению с соседними странами достаточно дешевая рабочая сила, и мне хотелось, чтобы наши ребята, владельцы салонов или мастера, тоже могли зарабатывать. В своих салонах мы позиционируем красоту не как luxury-удовольствие, а как доступную, мобильную, современную услугу. В 2013 году я, уже поработав в нацкомпании, сидела в декрете с первым ребенком и понимала, что хочу свой бизнес – так началось сотрудничество с Toni&Guy. У нас не было компетенций для ведения бизнеса, поэтому показалось правильным купить франшизу с готовой бизнес-моделью.

На фото: Айгерим Нургалиева - Kapital.kz

На фото: Айгерим Нургалиева

 - Сколько денег вы вложили в покупку франшизы?

А.: Всего на создание салона Toni&Guy потребовалось $60 000, из которых $30 000– заемные. Франшиза стоила $12 000, ежемесячные роялти составляли £300. Более $12 000 стоило бучение наших мастеров в Лондоне – такое требование также прописали в договоре франшизы вместе с закупкой недешевых оборудования и материалов – шампуней, полотенец и прочего – таких же, как в британских салонах.

 - С какими трудностями вы столкнулись при работе с франшизой Toni&Guy?

А: На деле оказалось, что этот бренд не локализован для Казахстана – стрижки стоят £65, это около 30 000 тенге. У нас люди за эту сумму не пойдут стричься. Мы платили роялти в фунтах – а за время работы случилось несколько девальваций, фунт вырос почти в 2,5 раза, и бизнес оказался нерентабельным, учитывая, что мы брали кредит с помощью фонда «Даму» и Сбербанка. Однако бренд Toni&Guy нам и очень многое дал: мы приобрели запатентованные техники стрижек, которые занесены в книгу рекордов Гиннесса как самые сложные в мире. У нас их можно было сделать за 10 000, за эту цену пришлось биться с англичанами. Мы несколько раз были на грани банкротства, но девальвации при необходимости платить роялти и закупать продукцию нас окончательно подкосили, хотя у нас был легкий старт, и наш бизнес окупился где-то на третий год. Спустя время Toni&Guy стало неинтересно с нами работать из-за роста фунта, и в 2018 году мы купили российскую франшизу салонов красоты Игоря Стоянова «Персона» и пользовались ею 2-3 года. За это время мы поняли, как все работает, и решили что-то создать сами.

 - Как вы, в целом, оцениваете опыт работы с  франшизой Toni&Guy?

А.: Положительно. Только в Нур-Султане работает больше 2 000 салонов красоты – это самая конкурентная среда в сфере услуг. Салонов больше чем аптек, СТО, медцентров, цветочных ларьков, школ, но у всех одна боль – нет нормальных мастеров, достойной оплаты. Государство не помогает, хотя у нас работают матери-одиночки, у которых дети и ипотеки. Мы хотели трансформировать этот рынок для мастеров. Кроме того, в Казахстане не было сетевых брендовых салонов, а мы создали доступный для молодежи продукт.

 - Назовите, пожалуйста, основные минусы при работе с франшизой.

А.: В первую очередь – ограничение в свободе действий. За тебя уже придумали, что работает, а что нет. К примеру, при продаже моей франшизы я говорю: «Вы покупаете мой девятилетний опыт работы. Я сэкономлю ваши деньги и подскажу, как и с кем работать стоит, а с кем нет». Наши вполне адекватные правила нацелены на безопасность, их несоблюдение карается штрафом, а эти стандарты не всем близки. Кроме того, при работе с иностранным брендом возможны валютные риски. На рынке много мошенников, плюс это все-таки работа с людьми – а значит – высокая волатильность персонала.

 - Какой основной риск при работе с франшизами?

Даурен: Если даже по договору вам пообещали, что менеджер станет курировать ваш бизнес на протяжении всего срока работы, то зарубежная франшиза, скорее всего, предложит вам мануал и канал на YouTube – сидите и изучайте. Они предполагают, что человек станет заниматься самообразованием – за руку вас водить никто не будет, только за отдельную плату. Мы это проходили. Например, по британской франшизе все рекламные материалы, буклеты, визитки были на английском языке с европеоидными лицами. Мы говорим: «Ребята, нам нужна локализация». А они отвечают: «Какие проблемы – берите и переделывайте».

Получается, что гипотетически удобнее купить казахстанскую франшизу – все вопросы можно как минимум решить в рамках нашего законодательства, в то время как с иностранной франшизой придется ехать в английский суд при стоимости судебного разбирательства порядка £75 000.

Но казахстанского продукта достойного уровня нет. Мы эту нишу и начали заполнять. У нас в SuperMe персональный подход – в конце каждого месяца мы садимся с каждым из четырех партнеров и обсуждаем ход работы. Мы ближе, контактнее, дешевле и хорошо знаем местный рынок. Думаю, что руководство Toni&Guy даже на карте мира не сможет найти Нур-Султан. Такова особенность крупных франшиз – они берут большой паушальный взнос, а после им все равно, что будет с тобой дальше.

На фото: Даурен Макенов - Kapital.kz

На фото: Даурен Макенов

 - Как пришла идея создать собственный бренд SuperMe?

Д.: Мы патриоты, нам обидно видеть на рынке сплошь международные бренды. Поработав с Toni&Guy и «Персоной», мы объединили их опыт и в 2018 году запатентовали торговый знак SuperMe. В наших планах раскрутить этот бренд в Казахстане, а потом экспортировать и стать первой казахстанской сетью на зарубежном рынке. В основе лежала идея создания доступных парикмахерских услуг  с чеком 3 000 -5 000 тенге. Первую франшизу мы продали 1 февраля 2019 года – после года тестов. В 2020 году мы поверили в свои силы и продали еще пять франшиз. По окупаемости мы уже вышли на операционную прибыль, и каждая новая точка будет увеличивать наши обороты.

А.: Мы позиционируем SuperMe как международную сеть салонов красоты, у нас работают люди из разных стран. Это первый салон в Казахстане, где есть свой колл-центр и маркетинговое агентство, так как мы изначально работаем как большая структура. Наши клиенты выбирают в том числе и комфорт: у нас есть собственная CRM-система, рассылающая онлайн-уведомления, клиент может контролировать свою запись, переносить ее, получать бонусы за каждое посещение. Каждый мастер два месяца обучается в нашей Академии, прежде чем выйти к клиенту. У нас полный цикл услуг – от косметологии до парикмахерских – которые можно получить в четыре или даже шесть рук. Также у нас на дистрибуции пять эксклюзивных международных брендов.

 - На каких условиях вы продаете свою франшизу?

Д.: Мы предлагаем франшизы на стандартные и экспресс-салоны SuperMe с паушальным взносом 4 млн и 2 млн тенге соответственно. В экспрессе работает 2-3 парикмахера, а в стандартном SuperMe – пять парикмахеров, два-три нейл-специалиста и два косметолога. В экспрессе среднемесячный доход составляет 2-3 млн тенге, тогда как стандартные салоны могут зарабатывать от 3-7 млн. Ежемесячные роялти у нас составляют 15% от выручки.

 - Что входит в ваши расходы?

Д.: В месяц на все пять точек уходит около 2 млн тенге. Расходы на рекламу полностью несет наша управляющая компания: нанять крутого SMM-щика для салона стоит 300 000 тенге, хорошего бухгалтера – 250 000 тенге, аренда фотографа – 100 000 тенге в месяц, видеографа – 300 000 тенге в месяц, таргетолога – 100 000 тенге в месяц. Итого получается свыше 1 млн тенге, которые должен потратить один салон. Это дорого, учитывая, что столичные салоны красоты в среднем зарабатывают порядка 3 млн. тенге. Мы предлагаем оплачивать эти услуги за счет управляющей компании, за что салонам предлагается отдать 15% от выручки в рамках роялти. Понятно, что мы крайне заинтересованы в том, чтобы эти салоны зарабатывали больше, потому что мы в одной лодке.

 - Каковы особенности договоров при продаже франшизы?

Д.: Договор заключается на пять лет, и человек, который с нами работает, получает преимущественное право о продлении договора. Основные причины расторжения договора – это жульничество, мошенничество, сокрытие доходов. Также мы оцениваем уровень удовлетворенности клиента: если в салоне в течение месяца свыше десяти жалоб, мы сначала выставляем ему предупреждение, а на второй раз штрафуем. Если ошибки не исправляются – мы расторгаем договор.  Также причиной расторжения договора может послужить запятнанная репутация, если франчайзи, допустим, уволил сотрудника и не заплатил ему денег, а мастер начал писать жалобы в соцсетях. Бренд SuperMe старается избегать репутационных рисков.

 - Какие у вас критерии при отборе франчайзи (покупателя франшизы - Ред.)?

Д.: За прошедшие полгода мы встретились с 60 кандидатами и ни одного не одобрили, потому что это партнерская бизнес-модель, а к нам приходят и просят взять деньги и заняться чужим салоном. А суть в том, что мы отвечаем только за маркетинг, продажи и новых клиентов, а управлением на месте должен заниматься непосредственно франчайзи. Поэтому у нас тщательный подход к подбору партнера, чтобы он потом не обанкротился: важны опыт человека в сфере бизнеса и желание работать с нами. Больше всего мы смотрим на человека – его честность, порядочность, работоспособность. Потому что бизнес не делается с бизнесом, бизнес делается между людьми, и очень важно, чтобы человек был добропорядочным, честным, справедливым, адекватным.

На рынке много франшиз с паушальным взносом $20-30 000 – они зарабатывают на вас в момент продажи «входного билета». Хотя роялти низкие – 5-7%, и им все равно, обанкротитесь вы или нет. У нас же входной билет дешевый, но мы зарабатываем на роялти. Наша стратегия – работать с партнерами долго.

 - Как вы планируете в дальнейшем масштабироваться?

Д: В планах открыть в Нур-Султане 20 точек, по всему Казахстану – 60. Параллельно хотим поехать в Дубай и открываться там – нас привлекает валютная выручка. Судите сами: женская стрижка в Казахстане стоит около 10 000 тенге, в Дубае – 50 000 тенге. Один дубайский салон будет приносить прибыль как пять местных, причем поток клиентов уже, закупа меньше, а доход выше. Колл-центр с арабоговорящими, англоговорящими и русскоговорящими менеджерами будет находиться в Казахстане, как и маркетологи, и рекламщики. Мастеров обучим в SuperMe Academy, затем отправим в Дубай. В трехлетней перспективе мы планируем открыть там сразу несколько точек и уже нашли для этого потенциальных партнеров из Москвы. Что примечательно, выходцы и мастера из СНГ в ОАЭ на вес золота.

Также мы откроем SuperMe в Катаре, Абу-Даби, Малайзии, Сингапуре. Изучив рынок, мы поняли, что уровень потребления бьюти-услуг в странах Ближнего Востока очень высокий, и люди расстаются там с деньгами легко. Даже покрытые арабские женщины очень много денег тратят на салонные процедуры – это сотни тысяч долларов в год, в то время как в Европе индустрия салонов красоты идет на спад, все более популярен домашний уход.

 - Советуете ли вы казахстанцам работать по франшизе?

Д.: Если у вас нет абсолютно никакого опыта работы в индустрии – я однозначно рекомендую начинать с франшизы. Допустим, вы хотите открыть химчистки или кофейни. Представьте, сколько времени вам нужно хотя бы для понимания калькуляции? То ли дело франшиза, где все бизнес-процессы уже прописаны, просто покупаешь и работаешь.

Многие владельцы франшиз кичатся тем, сколько у них точек открыто, но никто не рассказывает, сколько было закрыто – а это самый важный показатель, обратите на него внимание. Пообщайтесь с несколькими действующими франчайзи – они честно расскажут, как им работается. Например, потенциальных покупателей франшизы мы всегда отправляем пообщаться к нашим франчайзи, чтобы люди видели реальную картину, а не сплошные золотые горы.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.