USD
443.35₸
-0.870
EUR
475.54₸
-0.840
RUB
4.82₸
BRENT
89.35$
BTC
64051.40$
-554.500

Бауыржан Садиев: Игры - одна из самых динамичных сфер в индустрии развлечений

Как масштабировать стартап в агентство по обслуживанию киберспортивных мероприятий

Share
Share
Share
Tweet
Share
Бауыржан Садиев: Игры - одна из самых динамичных сфер в индустрии развлечений - Kapital.kz

Бауыржан Садиев - разработчик казахстанского киберспортивного стартапа Pinger.Pro. За два года проект вырос из турнирной платформы в большое агентство по обслуживанию киберспортивных мероприятий. В беседе с корреспондентом центра деловой информации Kapital.kz Бауыржан рассказал, как увлечение Counter-Strike привело к разработке собственной платформы, о развитии IT-стартапа в Казахстане и легко ли делать бизнес на игре.  

- Бауыржан, как родилась идея стартапа?

- Идея родилась из хобби в 2013 году, когда любимая игра моей юности Counter-Strike начала переживать второе рождение. В свободное время я играл в CS:GO и следил за крупными турнирами, которые начали собирать полные стадионы. На глазах рождалась новая индустрия.

Тогда и появилась идея о турнирной платформе, на которой можно было бы соревноваться по любой киберспортивной игре. Хотелось создать удобный инструмент для тех, кто хочет развиваться в киберспорте, и для тех, кто хочет организовать соревнования. До реализации проект дошел спустя 5 лет. Как часто бывает в стартапах, приходилось начинать во всех возможных ролях сразу. Одновременно нужно было настроить сервер для игры, написать пост о турнире, принять заявку и запустить трансляцию матчей. В таком режиме и без выходных пришлось поработать первые два года проекта.

Параллельно я развивал другую IT-компанию, которую сохранял как подушку безопасности. Мы занимались созданием корпоративных систем и этими же ресурсами закрывали вопрос разработки стартапа.

- Какие были трудности?

- Трудностей было много: новая сфера, мало профессиональной информации, отсутствие готовых специалистов. Многое познавалось методом «проб и ошибок». Клиентский рынок на тот момент только узнавал, что такое киберспорт, но интерес от производителей компьютерной техники, энергетических напитков и интернет-провайдеров уже был сформирован. И благодаря этому идея начала превращаться в настоящий бизнес.

- Вы верили в успех проекта?

- И да, и немного нет. С одной стороны, было понятно, что сфера будет только расти и развиваться. Была понятная модель работы. Но в мире не так много аналогичных успешных проектов, поэтому риск того, что ничего не получится, был высокий. Тревожность и напряжение сохранялись всегда. Но веры в успех в этом коктейле эмоций было больше всего, поэтому и удалось все запустить.

Бауыржан Садиев: Игры - одна из самых динамичных сфер в индустрии развлечений  838087 - Kapital.kz

- Как прошли первые полгода?

- Довольно экстремально. Сама платформа была «сырой», многое нужно было делать вручную. Клиенты доставались с трудом, не хватало средств на содержание команды. Приходилось залезать в долги, чтобы работа над продуктом продолжилась.

Первым проектом, который мы провели на Pinger.Pro, был отборочный турнир на чемпионат мира WESG-2018. На него зарегистрировались более 1000 участников. Работали мы тогда на пределе возможностей.

- Сейчас как вы оцениваете успешность проекта?

- Конечно, основным критерием успешности любого бизнеса являются финансовые показатели. Но в нашей сфере есть еще один немаловажный маркер - аудитория и связанные с ней метрики. По данным из социальных сетей и рекламных систем, аудитория геймеров в Казахстане составляет 3 млн пользователей. За год сайт pinger.kz посетило 700 000 человек, получается, что на данный момент мы охватываем около 20% всей геймерской аудитории Казахстана. Благодаря любви к играм и соревновательному духу уровень вовлеченности и глубина взаимодействия с нашей платформой и контентом являются весьма высокими: 7,3 страницы за сеанс, что вдвое больше среднего показателя по Казахстану.

- Как обстоят дела с монетизацией? На чем зарабатывает проект?

- Основная бизнес-модель Pinger.Pro - предоставление интерактивного канала рекламы для брендов. Мы работаем с аудиторией, которая играет в игры: турниры, контент, интеграция с инфлюенсерами. В работе с брендами мы применяем разные форматы интеграции, в целом мы новый и нестандартный канал, клиентам мы интересны.

Активно растет аудитория на самой платформе. Сейчас у нас на сайте 110 тыс. зарегистрированных пользователей. За прошлый год количество регистраций увеличилось почти в 10 раз. Накапливается критическая масса, которая, с одной стороны, активна, с другой - будет интересна партнерам. Мы планируем наращивать функционал платформы и развивать b2c-модель - различные премиум-возможности, программы лояльности и т.д. Кроме того, растет производство собственного контента. Мы активно работаем с инфлюенсерами. Следующий наш шаг - монетизация этих продуктов.

- Какую цель вы преследуете?

- На данный момент Pinger Pro не имеет прямых конкурентов. Мы – единственные, кто работает со всем рынком: занимается организацией турниров, работает с брендами, производит видеоигровой контент, взаимодействует с инфлюенсерами. Наша задача - держать марку и развиваться дальше.

- Расскажите о команде, как искать профессионалов на несформированном рынке?

- Важный критерий для карьеры на новом рынке - умение и желание постоянно развиваться, изучать новое и уметь его применить. Игры - одна из самых динамичных сфер в индустрии развлечений, чтобы работать в этой сфере, надо быть всегда в тонусе.

Первые кадры были в основном из киберспортивного комьюнити. С развитием проекта мы начали привлекать профессионалов из смежных отраслей. Например, чтобы правильно рассказать аудитории о бренде, мы начали нанимать специалистов из рекламных агентств, которых по ходу работы обучали особенностям киберспортивной сферы.

Сейчас многие молодые ребята приходят к нам из маленьких региональных городов. У них есть возможность зарабатывать на контенте, скажем, мы – своего рода «социальный лифт» для молодежи.

- Что вы чувствовали, когда поняли, что у вас получилось?

- То, что у нас должно получиться - еще впереди. Самые крутые ощущения еще предстоит испытать. Тем не менее, оглядываясь назад, есть ощущение удовлетворенности проделанной работой и благодарности тем, кто участвовал.

- Что нового будет в ближайшие месяцы? На какие рынки намерены выйти?

- Планы - грандиозные. Много новых клиентов, с которыми начинаем сотрудничество. Мы активно расширяем наш штат и занимаемся систематизацией процессов. Планируется внедрение в боевой режим рейтинга нашей платформы. Также развивается наша студия, мы недавно переехали в новый павильон и ожидаем новое оборудование. Контент, который мы делаем, выйдет на новый уровень. Кроме этого, мы сейчас планируем запуск продюсерского центра по работе с игровыми и киберспортивными инфлюенсерами.

Наши амбиции не ограничиваются только Казахстаном. Удалось сделать неплохой продукт, который может быть востребован и за рубежом. В данный момент мы уже работаем с Россией и странами Центральной Азии, ведем переговоры с рядом стран, в том числе из региона Персидского залива.

- Давайте еще раз поговорим о команде. Ваши сотрудники из Казахстана? Как происходит отбор претендентов, кто проводит собеседования?

- В команде Pinger.Pro уже более 40 человек. Ввиду активного роста поиск кадров – одно из важных направлений компании, поэтому на собеседованиях я часто присутствую лично. 

Есть страница на хэдхантере, где опубликованы актуальные вакансии Pinger.Pro, есть публичная почта, есть страницы в социальных сетях, где можно связаться с нами и рассказать о своем опыте и карьерных целях. Можно написать лично мне.

- В чем разница киберстартапа в Казахстане и СНГ? Что сделать, чтобы всё «поехало»?

- Вместе с Россией и Украиной мы находимся в тройке, так скажем, «наиболее киберспортивных» стран региона. Но, учитывая результаты в киберспорте, количество киберспортсменов и объем денег в этой сфере, заметно отстаем от наших соседей.

В этих странах киберспортивная индустрия развивалась более активно, там есть довольно большой выбор сформированных и опытных специалистов, больше аудитории и больше вариантов привлечения финансирования в стартапы. Так что запустить киберспортивный стартап в Казахстане и за очень скромные деньги было серьёзным вызовом. Как это получилось? Если коротко, то рецепт успеха таков: продуманная идея, опыт, нетворкинг, скромные расходы.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.