Исследования международных аналитических агентств на тему влияния отраслей на экономику появляются регулярно. Особо часто проводится анализ роли малого и среднего бизнеса (МСБ). При этом мировые тренды показывают, что экономика страны меняется в зависимости от роли в ней превалирующих индустрий. Например, вклад добывающих и обрабатывающих отраслей на сегодня уже никем неоспорим. Но если рассматривать их с позиции долгосрочных перспектив, то у экспертов возникает вопрос: как долго они будут локомотивами роста?
На сегодня в развитых странах потенциал развития экономик видят в росте бизнес-проектов в творческой индустрии. Они уже представлены в сфере сервиса, обрабатывающей промышленности, интеллектуальной собственности и многих других. По разным оценкам, креативная индустрия составляет порядка 7-10% мирового ВВП, рассказал и.о. ректора КБТУ Маратбек Габдуллин.
«Существуют примеры успешных мировых кейсов, когда компании креативного сектора, представляя продукт или услуги на международном рынке, продвигают не только себя, но и свою страну. Это Корея, Индия, США, Турция, страны Латинской Америки. В Казахстане также стали уделять внимание развитию сектора творческих бизнес-идей. Вместе с тем, понимая важность этапа обучения творческих людей основам предпринимательства, казахстанские вузы несколько лет участвуют в программе Creative Spark. Отечественные победители конкурсов уже начали сотрудничать с инвесторами и монетизировать свои проекты», - добавил Маратбек Габдуллин.
«Для Казахстана оставаться в стороне мирового тренда совершенно неприемлемо. Уверена, что Creative Spark, запущенный в Казахстане пять лет назад при финансировании Британского Совета, станет для страны знаковым проектом», - считает вице-декан Henley Business School of Reading University, профессор Елена Кaлюжнова.
«Коллаборация университетов, использование конкурентных преимуществ Университета Рединга и КБТУ позволяют стартап-идеям стать реализованными, успешными, привлекать инвесторов и следовательно, генерировать прибыль», - уверена проректор по академическим вопросам Асель Джумасейтова.
Казахстанско-британский технический университет действительно стал одним из вузов, которые подключились к Creative Spark. Декан Бизнес-школы Казахстанско-британского технического университета Ержан Мукашев отмечает, что необходимо обучать разработке и запуску бизнес-идей и формированию в стране креативной среды.
«У молодых специалистов должна быть возможность самореализации, - добавляет он. - Именно поэтому три года назад наш университет совместно с давним партнером University of Reading решили участвовать в инициативе Британского Совета - Creative Spark. Идея заключается в том, чтобы страны и университеты с богатыми традициями в креативной индустрии делились опытом с развивающимися странами, которые только настраивают бизнес-экономику».
Партнерство в рамках Creative Spark было успешным и продуктивным с первого года сотрудничества, отметил Ержан Мукашев. Несколько лет подряд проекты в содружестве с КБТУ, Henley Business School of Reading University и консерватории им. Курмангазы занимают призовые места в конкурсе Британского Совета Big Idea Challenge. При этом University of Reading также проводит ежегодный отбор Idea fest лучших проектов для участия в летней школе на базе Henley Business School в Великобритании.
В 2020-2021 году в Казахстане Big Idea Challenge выиграл Мартебе Абидильда из Казахской консерватории им. Курмангазы под менторством преподавателя КБТУ Бахыта Тасыбаева с проектом «More than music» – идея продвижения казахской национальной музыки. В то же время команда SYS 3 курса ФИТ КБТУ под менторством профессора КБТУ Асель Акжаловой с проектом Share your skills выиграла приз в категории Social Impact Kazakhstan.
Организаторам конкурса также запомнились и победители в 2019-2020 годах - команда Dalatunes Рашиды Таливалдиевой, Камили Саитовой и Сейлхана Галиева, посвященная казахской и казахстанской музыке, оказалась лучшей в Казахстане (Country Winner) и получила первый приз в номинации «Социальная значимость» среди команд региона СНГ. Призеры прошли интенсивное обучение по раскрутке стартапа в Лондоне и смогли наладить связи с потенциальными инвесторами Великобритании.
«Создатели проекта Dalatunes на сегодня уже монетизировали свою бизнес-идею, - отмечает вице-декан Henley Business School of Reading University, профессор Елена Кaлюжнова. – А ведь коммерческий успех молодых стартаперов это главная цель наших инициатив и конкурсов в рамках Creative Spark. При этом талантов в Казахстане много, но уровень коммерциализации креативных проектов очень низкий. Для того чтобы он повысился, необходимы целенаправленное точечное обучение предпринимательству и практическая помощь».
Положительным моментом начальной стадии развития креативной индустрии в Казахстане Ержан Мукашев считает невысокую конкуренцию и хорошие перспективы творческим стартапам занять свободные ниши.
«Потенциально у данных стартапов хорошая почва, чтобы начать развиваться и больше шансов быть привлекательными для инвесторов. Но здесь также важно развивать институциональную среду, которая была бы закреплена реальными законами. В том числе стоит продумать и программы государственной поддержки в виде налоговых преференций, субсидий на аренду площадей. А также сделать доступным финансирование проектов, продвигать культуру и творчество через социальную рекламу. Важно и обеспечить защиту прав интеллектуальной собственности», - добавил он.
После завершения работы в рамках Creative Spark у КБТУ и других партнеров останется наработанный многолетний контент и приобретенный опыт. В том числе по проведению конкурсов и мероприятий для проектов креативной индустрии. Как отметил Ержан Мукашев, партнерство в рамках Creative Spark дает реальные результаты. Например, рост заявок и регистрация на участие в конкурсах растут ежегодно. В 2021 году сайт Британского Совета зафиксировал регистранцию 60 участников. Также важным мотиватором для молодых стартаперов являются и предусмотренные менторская поддержка и стипендии от Британского Совета.
«Мы учим студентов не только разрабатывать актуальные, соответствующие международным стандартам бизнес-планы, но и зарабатывать деньги, распоряжаться ими, планировать производство, управлять командой и продвигать продукт на рынке. За последний год пандемия несколько ограничила физические контакты с авторами бизнес-идей, но не снизила интерес к конкурсам в рамках Creative Spark», - рассказал Ержан Мукашев.
В рамках Creative Spark было проведено исследование «Как пандемия повлияла на музыкальную индустрию в Казахстане». Оно разрабатывалось совместно с Henley Business School, КБТУ и Казахской национальной консерваторией Курмангазы. Данный опрос был проведен с работниками музыкальной индустрии.
«Главная цель – определить меры поддержки субъектов индустрии в период пандемии. Кроме того, опрос покажет и уровень предпринимательской экосистемы в Казахстане. Креативная индустрия, несмотря на пандемию, жива и развивается», - рассказала Елена Калюжнова.
В текущем году к проекту Creative Spark присоединились Академия искусств имени Жургенова и Евразийский фонд культуры.