На данный момент действует ряд мер государственной и частной поддержки бизнеса. При этом по статистике НПП «Атамекен», Центра предпринимательства QOLDAÝ и т. д., при обращении малого и среднего бизнеса за консультациями ключевыми вопросами остаются: «Какие меры существуют?», «Какие из них подходят мне?», «Как их получить?», отмечает председатель регионального совета Палаты предпринимателей Алматы Максим Барышев. Очевидно, что это создает препятствия для развития МСБ.
Чтобы решить эту проблему, он со своим партнером Вячеславом Поповым и командой специалистов создали платформу агрегатор/маркетплейс мер государственной и частной поддержки бизнеса msb.kz. Ресурс позволяет предпринимателю без отрыва от деятельности найти подходящие для него госпрограммы и подать заявку в три клика.
Как реализуется этот проект, Вячеслав Попов и Максим Барышев рассказали в интервью корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz.
- Вячеслав, Максим, расскажите о вашем «Сервисе подбора государственных программ поддержки и развития бизнеса». С чего все началось?
Вячеслав Попов: Еще работая в центре QOLDAÝ, я видел, как консультанты общались с предпринимателями, отвечая на 50 вопросов за один прием. Соответственно много времени уходило на то, чтобы разъяснить, какие меры господдержки, республиканские или региональные, им подходят, да и вообще существуют.
В самом начале, чтобы это узнать, предпринимателю нужно было, образно говоря, «обежать» все профильные министерства, акиматы, НПП «Атамекен», «Даму», также обойти банки или другие финансовые институты, где его спрашивали, из какого он города, чем занимается, какие товары или услуги выпускает, в каком объеме и т.д. Затем у него уточняли нюансы финансирования, которое он хочет получить. Таким образом, чтобы подать заявку на ту или иную госпрограмму, а потом еще ждать обратную связь, уходило от 1,5 до 6 месяцев. Но как вы знаете, предприниматель - это тот человек, который не может надолго отлучаться и останавливать свою деятельность, особенно если мы говорим о малом или микробизнесе, которые не располагают большим штатом людей.
И первое, что нам удалось тогда сделать в QOLDAÝ, чтобы решить эту проблему, - сократить время консультации одного предпринимателя в среднем с 2,5 часов до 40 минут за счет того, что мы начали собирать данные из базы статистики. Позже мы оцифровали меры господдержки, разбив на ОКЭД (Общий классификатор видов экономической деятельности) и регионы, которые можно было фильтровать в excel.
В то время мы уже начали обсуждать с Максимом Барышевым реализацию нового проекта msb.kz. Однако вынуждены были его приостановить, когда объявили локдаун. Меня тогда попросили стать менеджером другого пилотного проекта – InfoAlmaty, который мы внедряли с командой НПП «Атамекен» и акиматом Алматы. Потом, если вы помните, он перерос в InfoKazakhstan. Только после спада пандемии и больших нагрузок на систему мы с Максимом снова смогли вернуться к сервису мер господдержки.
Максим Барышев: За две недели нам удалось его восстановить, набрать новую команду специалистов и запустить пилот в Алматы при содействии акима города.
В итоге, что нам удалось осуществить? В центре всей этой экосистемы поместить самого предпринимателя. Теперь все государственные органы и финансовые институты вращаются вокруг него, показывая наименьший путь к получению мер господдержки.
- Как работает сервис?
Вячеслав Попов: Предпринимателю достаточно зайти на сайт msb.kz, ввести БИН или ИИН, если он ИП. За три секунды система собирает из 20 открытых источников информацию (kgd, stst и так далее) о компании, формирует ее портрет и предлагает автоматически подходящие для нее государственные и частные меры поддержки.
Далее предприниматель как в интернет-магазине выбирает интересующие его госпрограммы, исходя из цели, вида финансирования, процентной ставки или иных условий. В случае необходимости дополняет информацию, подписывает заявку через ЭЦП либо использует иные методы верификации. Заявка уходит одновременно оператору, администратору, кредитору и т. д. Вся эта процедура занимает не более 5 минут.
В установленные регламентом сроки с предпринимателем связываются или возвращают ответ ему в кабинет системы, оповещают через почту и СМС.
Максим Барышев: Поясню - когда заявка уходит в банк, например, по программе "Даму", то "Даму" тоже получает копию этой заявки, так же как и управления предпринимательства городов и регионов, которые являются администраторами мер поддержки и отвечают за показатели роста бизнеса и занятости. То есть получается, что система уведомляет сразу три курирующие программу организации. И они сами связываются с предпринимателем и начинают с ним отрабатывать заявку.
При этом мы у себя храним трекинг заявки, указывающий на то, что представитель МСБ подавал на участие в той или иной госпрограмме, и мы на себя берем обязательство по мониторингу. Чуть позже в системе можно будет увидеть статус заявки предпринимателя (отказ, одобрение, выдача и т.д.).
В разрезе республики мы планируем эти данные передавать в проектные офисы при акиматах и министерстве национальной экономики . А они уже смогут принимать решение, например, об изменении условий, более того, видеть какой банк является лидером по оказанию мер господдержкии др. В целом, конечно, задача создать глубокую аналитику для точечного улучшения государственных программ. Не исключено и создание новых мер поддержки на основе аналитики с постановкой на утрату неэффективных.
Вячеслав Попов: Пока у нас запущены только финансовые меры поддержки, но скоро мы собираемся добавить в систему и инфраструктурные меры, которые предоставляет СПК "Алматы". Например, список промышленных парков, индустриальных зон, креативных пространств, в большей части это касается зданий и сооружений.
Также в перспективе мы планируем запустить грантовую поддержку бизнеса. Это удобно тем, кто еще не уверен, каким видом деятельности хочет заниматься. Система позволит ему смоделировать подходящие грантовые программы при указании вида деятельности и обозначенного первоначального капитала. Причем грантовые программы будут включать в себя не только меры, предоставляемые государством, но и разных негосударственных фондов.
Максим Барышев:. В кабинете министерства, оператора, администратора, кредитора и.т.д. формируется тематическая аналитика (кастомизируется и дорабатывается под клиента).
Кроме того, платформа интегрирована с сервисом проверки благонадежности бизнеса, поэтому сразу будут видны риски и ограничения, например, является ли компания лжепредприятием, есть ли у нее налоговые или иные задолженности.
- Вы сказали, что проект поддержал акимат Алматы?
Вячеслав Попов: Да, мы показывали наш проект Бакытжану Сагинтаеву, он сказал, что поддерживает все инновации и предложил отработать пилот на Алматы, как было сделано и с сайтом InfoAlmaty.
Максим Барышев: Основная проблематика, которая сейчас существует для местных исполнительных органов - это отсутствие единой аналитической системы. Нет возможности получать в онлайн-режиме данные о количестве бизнеса, налоговоактивных субъектах и занятости, так же, как вести учет и анализировать предприятия, получившие меры господдержки. А значит - сложно прогнозировать, как эти меры повлияют на ключевые показатели развития города или региона.
Вячеслав Попов: В свою очередь мы хотим создать крупнейшую в Казахстане информационно-аналитическую систему с геокартой, которая будет собирать большие данные в разрезе городов, регионов, по видам деятельности, занятости, налоговым поступлениям, экспортной выручке, инвестиционному потенциалу и многое другое. Все это предоставит большие возможности для развития бизнеса и инвестиционной привлекательности региона и страны в целом.
Сейчас мы планируем протестировать все эти процессы и механизмы на Алматы, а далее уже будем запускать систему на республиканском уровне.
Почему мы разместили на главной странице сайта значки акимата и «Атамекена»? Потому что акимат является администратором госпрограмм и отвечает за их реализацию, а НПП «Атамекен» - крупный оператор мер нефинансовой поддержки.
Но оговорюсь, что этот проект является на 100% частным.
- Сейчас этот сервис бесплатный?
Максим Барышев: Да, для предпринимателей и МИО он бесплатный. Но для финансовых институтов, включая банки, он платный.
- Сколько предпринимателей на сегодняшний день уже подали заявки через msb.kz?
Вячеслав Попов: Система запущена 16 апреля - начиная с этого периода мы собрали около 458 заявок на общую сумму 20 млрд тенге. При этом средний чек складывается в районе 25 млн тенге.
На самом деле банки не ожидали такого шквала заявок, большая часть из которых поступила от качественных заемщиков.
Предварительно уже одобрено 5 заявок на сумму 35 млн тенге. На самом деле нам известно, что одобрений больше, но так как финансирование идет по госпрограммам, сейчас все банки ждут транш из бюджета и пока не выдают деньги.
- Вы сотрудничаете со всеми казахстанскими банками?
Максим Барышев: Да, у нас есть соглашения со всеми банками.
- Собираетесь ли вы интегрировать систему с Первым кредитным бюро?
Вячеслав Попов: У нас уже есть договоренность с ПКБ. Думаю, что через месяц-два у нас появится прямое API, и мы сможем направлять заявку напрямую в скоринг-систему банка, либо в его СРМ-систему. По аналогии с тем, что мы сейчас делаем с ПК-учет (проверка-контрагента).
Но в любом случае, когда банки принимают заявку от предпринимателей, они прогоняют их через свою собственную систему идентификации и скоринга.
- Будет ли отслеживаться эффективность госпрограмм?
Максим Барышев: Да. По каждой компании, получившей господдержку, будут подтягиваться данные по налогам, сотрудникам и т.д. из pk.uchet.kz и других интегрированных баз данных.
То есть эффективность мер поддержки можно будет увидеть в разрезе каждой программы, отраслей предпринимательской деятельности, регионов регистрации бизнеса, налоговых отчислений и занятости населения до и после получения этих мер.
Вячеслав Попов: Мы сейчас над этим работаем. Пока собираем данные. Между тем, чтобы их собрать со всех источников и нанести на геокарту, уходит несколько месяцев, не говоря о том, что их нужно постоянно актуализировать, очищать и потом еще визуализировать.
- Насколько защищена система от взломов?
Максим Барышев: Мы прошли тестирование на информационную безопасность и храним данные на защищенных серверах.
- Есть ли подобные разработки в СНГ?
Вячеслав Попов: Мы не нашли. Несколько недель назад мы встречались с консультантами из России, они были удивлены, когда узнали о нашем проекте. Но мы их сразу предупредили, что запатентовали нашу разработку, как интеллектуальную собственность, в том числе и в России. Поэтому предложили им взаимодействовать только на техническом уровне.
Теперь фактически никто кроме нас не имеет права так делать в СНГ.
- Будет ли разработано мобильное приложение?
Вячеслав Попов: У нас адаптивный сайт, поэтому мобильная версия работает быстрее всякого приложения. Сейчас 80% трафика занимает мобильный интернет, то есть мы видим, что 80% заявок было подано со смартфонов. Конечно, в целом, если мы увидим необходимость приложения, то его разработаем.
- Вы сказали, что msb.kz - это частный проект, сколько инвестиций было в него вложено?
Вячеслав Попов: Пока такую информацию я озвучить не могу. Но скажу, что мы уже вышли в точку безубыточности - сейчас генерируемого нами трафика для банков и кешбэков хватает, чтобы содержать систему.
Если будем двигаться в таком же темпе, то, думаю, где-то через год-полтора окупим инвестиции.
Однако вы должны понимать, что каждый модуль - капиталоемкий и требует динамического развития, как и дополнительных вложений.
- Какой бенчмарк был взят за основу сервиса?
Максим Барышев: За основу мы взяли платформу CB Insights, которая является крупнейшим информационно-аналитическим поставщиком данных в Европе. Мы заключили с ними партнерские отношения, теперь смотрим, какие у них есть программы, как они делают аналитику.
Вячеслав Попов: Вообще, наша первостепенная задача сейчас – помочь предпринимателю без отрыва от бизнеса найти подходящие меры и получить их. Во вторую очередь мы планируем предоставить ему геокарту, чтобы он мог выбрать, например, в каком районе или регионе разместить свой бизнес, где сконцентрирована хорошая проходимость или наоборот располагаются конкуренты и т.д. Кроме того, если какая-то международная компания захочет выйти на рынок Казахстана, она сможет сделать хороший качественный ресерч по секторам экономики.