USD
492.17₸
-2.780
EUR
522.39₸
-3.100
RUB
5.00₸
-0.050
BRENT
72.94$
-0.030
BTC
90750.90$
+1003.800

Как пандемия трансформирует рынок e-commerce

В 2020 году онлайн-продажи выросли почти вдвое

Share
Share
Share
Tweet
Share
Как пандемия трансформирует рынок e-commerce- Kapital.kz

Пандемия подстегнула развитие рынка розничной электронной коммерции в Казахстане. По данным исследования PwC Kazakhstan, за год этот сегмент вырос на 93%. При этом эпидемия COVID-19 заметно переориентировала рынок. Чаще всего онлайн казахстанцы стали покупать товары повседневного спроса и продукты питания.

По данным исследования, если в январе-сентябре 2019 года через онлайн-каналы казахстанцы  купили товаров на 198 млрд тенге, то за этот же период 2020 года уже на 382 млрд тенге.

Доля онлайн-заказов в среднем чеке также набирает обороты. Если за 9 месяцев 2019 года онлайн-транзакции в чеке занимали 18%, за тот же период 2020 года - 63%.   

Трансформация рынка

По данным Организации экономического сотрудничества и развития (OECD), кризис COVID-19 ускоряет распространение электронной торговли в сторону новых фирм, клиентов и типов продуктов.

В OECD ожидают, что покупатели теперь будут отдавать большее предпочтение предметам первой необходимости, а не предметам роскоши. «Некоторые источники связывают цифровую трансформацию китайской розничной торговли со вспышкой атипичной пневмонии (SARS) в 2002-2003 гг. В качестве примера такой трансформации приводят компанию JD.com, сейчас это один из крупнейших интернет-магазинов в мире. Из-за COVID-19 он перешел в сектор электронной коммерции, так же как и Taobao, который был запущен в 2003 году», - отмечают аналитики PwС.

Тренд, на который указывает OECD, уже наблюдают некоторые игроки рынка онлайн-торговли. «В период пандемии мы увидели, что люди стали ответственнее подходить к покупкам. Они перестали заказывать аксессуары - шнурочки, наушники. Мы отметили увеличение веса посылок. Это свидетельствует, что потребители стали заказывать то, что им действительно нужно. Все же на постсоветском пространстве определяющим фактором остается цена», -  отметили в AliExpress Россия. 

Игроки e-commerce укрепили позиции 

В исследовании  уточняют, что именно II квартал 2020 года «оказал беспрецедентный эффект на всю отрасль розничной торговли». В апреле-июне 2019 года объем онлайн-продаж в Казахстане составил 113 млрд тенге. По сравнению с тем же периодом 2020 года этот показатель вырос на 59%. Средний чек на рынке электронной коммерции также вырос: в тенге на 37%, в долларах – на 25%.

«Значительное влияние на рост онлайн-продаж оказал локдаун, введенный в Казахстане весной 2020 года. Представители малого и среднего бизнеса, которые ранее не рассматривали переход в сектор электронной коммерции, оказались под давлением пандемии COVID-19 и лишились доступа к клиентам. Многие ключевые игроки сектора e-commerce укрепили свои позиции на рынке за счет налаженной системы работы в онлайне и увеличения транзакций на 16%», - отметили в PwС.

Устойчивый спрос

Похоже, казахстанцы распробовали онлайн-покупки, рынок электронной коммерции продолжил расти даже после режима ЧП.  

«В III квартале 2020 года режим ЧП в Казахстане уже был снят. Но, несмотря на то что потребители могли вернуться в «привычное» русло покупок в офлайн-магазинах, количество транзакций и средний чек продолжали расти», - отмечают в PwС. 

Это подтверждают результаты исследования. Согласно его данным, объем рынка розничной электронной коммерции в III квартале 2020 года по сравнению со II кварталом вырос на 65%, до 186 млрд тенге. А количество транзакций за тот же период увеличилось  на 28%. При этом средний чек в тенге вырос до 26 тыс. тенге.

Тренд переориентации покупок из офлайн- в онлайн-формат связан с несколькими факторами, предполагают в PwС.

Во-первых, потребители по-прежнему опасаются находиться в многолюдных местах. К тому же они вынуждены выдерживать социальную дистанцию. Во-вторых, игроки рынка электронной коммерции смогли быстро среагировать на потребности потребителей. В период пандемии они расширили спектр услуг и товаров, улучшили качество сервиса, дали возможность покупателям оплачивать за товары различными способами, предоставили разные способы доставки. За счет этого, отмечают в PwС, игроки рынка онлайн-коммерции сумели удержать потребителей и после снятия локдауна.  

Старшее поколение проявило интерес 

Еще один интересный тренд - пожилые люди стали чаще совершать онлайн-покупки. «Пандемия ускорила процесс изменения клиентского поведения и проникновения онлайн-покупок в новые сегменты. Значительно увеличилась доля покупателей старше 50 лет. К тому же люди стали покупать онлайн-продукты питания, товары для дома и то, что раньше покупали в супермаркетах. Также мы видим рост покупок из отдаленных городов и поселков», - отметили в Kaspi.kz. 

Одновременно игроки рынка e-commerce отмечают, что потенциал роста этого рынка высок.

«В 2021 году рынок онлайн-торговли продолжит стремительный рост. В Казахстане уровень проникновения электронной коммерции пока достаточно низкий», - считают в Kaspi.kz.

Прогнозируется, что на рынок онлайн-торговли могут зайти новые участники, а ассортимент товаров на крупных онлайн-площадках также будет расти.    

Впрочем, несмотря на бурное развитие онлайн-каналов, магазины техники не планируют закрывать точки офлайн-продаж.

«Даже наоборот – хотим увеличивать магазины и количество пунктов выдачи заказов. А новые офлайн-магазины продумывать так, чтобы покупатели, оформившие заказ через сайт, могли быстро его забрать», - подчеркивают в компании Mechta.kz.

Отметим, рассчитывая объем рынка, аналитики PwС учитывали онлайн-продажи товаров физическим лицам с доставкой или самовывозом из магазинов и пунктов выдачи. Во внимание не принимались покупки железнодорожных и авиабилетов, доставка еды, сайты объявлений, купонные сервисы, коммунальные и иные платежи, а также прочие категории, не связанные с продажей товаров физическим лицам.

Компания PwC Kazakhstan провела исследование совместно с Ассоциацией Цифровой Казахстан (АЦК). В исследовании приняли участие крупнейшие представители рынка электронной коммерции в Казахстане: Mechta.kz, Sulpak, Kaspi.kz, AliExpress Россия, Казпочта и другие респонденты, пожелавшие сохранить конфиденциальность.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.