Пандемия перестроила ивент-индустрию. Например, все конференции, семинары теперь проводятся онлайн, и как выяснилось, стоимость некоторых таких мероприятий может быть сопоставима с живыми встречами. По словам игроков рынка, с которыми побеседовал корреспондент «Капитал.kz», цена может исчисляться миллионами тенге.
Алексей Баев, генеральный директор Bayov Group
Летом ивент-индустрия находилась в прострации. Ни клиенты, ни игроки рынка не понимали, как будет развиваться ситуация с карантином. Наш бизнес в период пандемии замер на 7 месяцев. В это время мы перестраивали свою стратегию, бизнес-модель, запускали новый сервис для трансляции виртуальных мероприятий.
Только в начале осени ивент-индустрия ожила, стали проводиться крупные онлайн-конференции. Мы на 70% сократили арендуемые офисные площади. За счет этого уменьшили свои операционные расходы на 80%. Также в период пандемии перевели большинство наших сотрудников на дистанционную работу. Сейчас у нас на постоянной основе работает операционная команда, а под проекты при необходимости привлекаются дополнительные сотрудники. Пандемия помогла ивент-агентствам сделать свою кадровую политику более эффективной, ведь теперь представители творческих профессий могут работать из дома – им так удобнее, поскольку они генерят идеи в основном вечером, ночью.
Спрос на проведение корпоративных мероприятий, например, конференций, форумов у нас снизился в три раза. Но при этом наши месячные доходы от таких мероприятий не снизились, а остались на докарантинном уровне. Это объясняется несколькими факторами. Например, есть мнение, что стоимость проведения онлайн-конференций, презентаций намного ниже, чем офлайн, но это не так. Ценник онлайн-мероприятия может быть таким же, как и офлайн, и даже выше. Он может исчисляться миллионами. Для примера, в этом году мы проводили онлайн-презентацию, стоимость которой составила 72 млн тенге.
Технологически онлайн-событие подготовить сложнее. Кроме того что на конференции нужно настроить свет, звук, создать красивую сцену, привезти оборудование для съемки, необходимо нанимать операторов. Это было необязательно при организации офлайн-мероприятия. К тому же сейчас приходится использовать различные технологии для того, чтобы вовлекать слушателей в онлайн-конференцию, заинтересовывать их.
До карантина мы организовывали мероприятия в основном для крупных международных компаний. Из-за пандемии 90% заказчиков перенесли их с 2020 на 2021 год. Несмотря на это, мы смогли расширить круг своих клиентов – стали сотрудничать с крупными компаниями из Казахстана.
Но некоторые заказчики стали экономить на ивентах, в этом году к нам не поступало заказов от фешн-ретейла. Это объяснимо, поскольку на протяжении последних месяцев не работали ТРЦ и другие торговые площадки, фешн-индустрия несла финансовые потери. У таких компаний сейчас нет бюджетов на проведение мероприятий.
Высокий спрос на наши услуги мы наблюдали со стороны участников строительной отрасли, сегмента FMCG. Компании этих секторов хотели морально поддержать своих сотрудников в период пандемии. Скоро Новый год и люди находятся в ожидании какого-то праздника, тем более корпоративных вечеринок в кафе не предвидится.
Мы разработали специальные мотивационные корпоративы, которые можно проводить онлайн. Они практически идентичны новогодним, на которых вручаются подарки. Обычно такие мероприятия длятся около месяца, в них участвуют все сотрудники организации. Количество участников на них может заметно превышать тысячу человек. Мы организуем 31 декабря видеосвязь, во время которой руководитель компании поздравляет своих сотрудников с Новым годом. У нас уже заключены контракты на такие предновогодние онлайн-корпоративы, их стоимость варьируется от 20-40 млн тенге.
У меня пока нет данных, сколько ивент-агентств решили уйти с рынка из-за пандемии, некоторые компании временно переориентировали свой бизнес, стали параллельно работать в других сферах. Например, мы открыли ресторан.
Уверен, онлайн-конференции по-прежнему будут пользоваться спросом, даже после пандемии. Например, организаторы конференции в Алматы могут онлайн поддерживать связь с 500-1000 участниками из другого города, страны. Но живые встречи будут по-прежнему востребованы, так как у людей есть потребность в общении, они хотят пожать руки друг другу, встретиться лицом к лицу.
Сергей Сек, директор Lincoln Company
По нашим оценкам, спрос на организацию деловых мероприятий снизился примерно на 80%. Сложнее всего ивент-агентствам было в период неизвестности, когда карантин в Алматы продлевали несколько раз. Клиенты агентств не понимали, под какую реальность им подстраиваться: проводить конференции в онлайн или офлайн-формате.
Когда в Алматы только ввели карантин, большинство казахстанцев пользовались Zoom, Microsoft Teams. Поэтому у них сложилось впечатление, что провести онлайн-ивенты можно легко и почти бесплатно. Но это не так, стоимость крупных онлайн-мероприятий может быть идентична или сопоставима со стоимостью живых конференций и форумов.
Для профессиональной организации деловых онлайн-мероприятий необходимо написать сценарий, купить видео и аудиооборудование, сделать монтаж. Размер команды, которая организует онлайн-событие, может быть таким же, как и офлайн.
Онлайн-мероприятия дают возможность быстрее масштабироваться и охватить большую аудиторию. Это огромный плюс, ведь в Казахстане сейчас наблюдается дефицит площадок, на которых можно собрать более 1500 слушателей. Онлайн-конференции такие ограничения снимают.
Мы в течение года участвовали в организации нескольких онлайн-событий с аудиторией в десятки тысяч зрителей. Это новая ниша для ивент и продакшн-компаний, которая появилась благодаря карантину.
Основная сложность при проведении онлайн-мероприятия – удержание внимания аудитории. Ведь когда человек находится на офлайн-конференции, его окружают люди, он проникается атмосферой, в которой находится. В онлайн-формате сложнее вовлечь слушателя в процесс слушания.
Еще одна проблема, которая есть на рынке – так называемый эффект Netflix. От крупных деловых онлайн-событий зрители ожидают ТВ-качества, которое сравнивают с контентом в интернете. А для реализации таких проектов используются сложные технологии, специалисты и, конечно, бюджеты. Это отражается на стоимости мероприятия.
По нашим оценкам, в период пандемии около 40-50% ивент-агентств приостановили или временно переориентировали свой бизнес. Большинство из них стали делать упор на свои сопутствующие услуги. Например, на услуги графического дизайна, разработку сайтов, видео-продакшн, SMM, маркетинг, консалтинг, PR. Если же посмотреть на ивент-бизнес шире, как на коммуникационный, большинство компаний остались в этой же сфере. Но, уверен, рынок быстро заполнится другими игроками, как только закончится карантин.
Мы наблюдали две волны сокращений персонала в ивент-индустрии. По нашим наблюдениям, лидеры рынка сейчас наращивают свои команды.
К сожалению, онлайн-форумы не могут заменить живые коммуникации. Большинство людей устали от Zoom-совещаний. Все ждут возможности встретиться с клиентами, партнерами и друзьями вживую.