В интернете о строительстве воркаут-площадок пишут, что это бизнес на миллион. Мол, субкультура любителей уличных тренировок на турниках и брусьях породила целую отрасль по производству оборудования для таких площадок. Так ли это на самом деле корреспондент центра деловой информации Kapital.kz обсудил во время интервью с директором Kenguru Kazakhstan Данилом Раминым. Компания создает воркаут-мультипарки в Казахстане и других странах Центральной Азии.
- Данил, вы были сооучредителем нескольких баров в Алматы, потом ушли из этого бизнеса и стали строить воркаут-площадки. Как так вышло?
- В 2014 году, когда я вошел в возраст Христа - 33 года, у меня осталась последняя доля в размере 10% в Sky Bar и тогда же я стал заниматься воркаутом. Пусть даже сам я не грешил, но занимался бизнесом, который основан на том, чтобы соблазнить людей алкоголем, ночными тусовками. Быть тем, кто ночью растлевает людей, а днем занимается спортом - лицемерие, я крайне отрицательно отношусь к этому качеству. Мой же нынешний бизнес имеет социальное значение, я помогаю людям заниматься спортом тем, что строю высококачественные площадки. Kenguru Kazakhstan мы стали развивать в апреле 2014 года. Наша продукция качественная, поэтому цена на нее выше, чем, например, в рамках тендеров.
- Но я видела вас на фото с Бауржаном Байбеком в его бытность акимом Алматы на открытии одной из площадок.
- Это был прямой заказ – мы поставили воркаут-площадку на Байтурсынова-Гоголя, там где раньше было трамвайное депо, сейчас расположен Depo Evolution Park.
Нашу первую площадку мы установили в 2015 году в Парке Первого президента, спонсором выступил «Банк Астана». В то время не было никаких ГОСТов, не было даже понятия воркаут-оборудование, были просто дворовые площадки. На продвижение концепции воркаут-площадок в общегородской среде пришлось потратить год, прочитать больше 150 лекций в алматинских школах и во всех вузах города о тренировках на турниках. Воркаут имеет социальный смысл – пацаны из малообеспеченных семей не могут тренироваться в спортивных залах и часто выбирают алкоголь или наркотики потому, что их досуг не организован. Такие площадки способны сгладить социальный разрыв между бизнесменом и мальчишкой из такой семьи, потому что оба могут тренироваться на турниках.
- А лично вы тренируетесь в зале или на площадке?
- Сейчас редкое тренируюсь, этим летом вообще не было свободного времени - у нас был большой скачок в продажах и производственной части. Стали ставить мультипарки, с их помощью мы хотим возродить институт семьи на гражданском уровне: мальчики будут брать пример с отцов, мамы будут примером для дочерей.
- Производственной? То есть у вас есть свой завод?
- Да, он расположен в ГРЭСе, закупаем обычный металл тоннами, перерабатываем его и делаем все оборудование сами. В месяц можем по 30 тонн готовой продукции вырабатывать. Мы пошли этим путем, потому что есть предпринимательское эго: мы не хотим быть перекупщиками, а так же нужно отвечать за качество готовой продукции. В детском оборудовании у нас был провал, то есть не было своего, поэтому по детским спортивным площадкам в качестве партнера мы выбрали «Вега групп», но до этого очень долго к ним приглядывались. Я не хочу, чтобы мой воркаут стоял рядом с оборудованием, которое используется сейчас для городских площадок. Со следующего года будем продавать лотами, они включают готовый 3D-проект, в котором мультипарковые зоны разделены на детские площадки, спортивные поля, воркаут-пространство. Коммерческое предложение будем рассылать целевой аудитории и продавать тем, кто даст цену выше.
- Почему вы решили изменить бизнес-модель и продавать мультиплощадки?
- Потому что спрос большой и можно перейти к системе, образно говоря, аукционов. Мультиплощадки – это направление, которое имеет большую перспективу. И опять же здесь для нас важен социальный компонент, я проанализировал статистику заключенных браков и разводов по районам Алматы, ситуация плачевная, поэтому хочется создать пространство, где отец проведет больше времени с сыном, играя в баскетбол, жена будет этим довольна, меньше ссор в семье, больше шансов что она сохранится. Мы с 2017 года стали делать 3D-дизайн мультиплощадок, тогда цена была 20 млн тенге и это было для всех дорого. Когда началась пандемия, она не сказалась на нас - мы полностью «ушли» в мультиплощадки. Отдельный воркаут поставили в этом году только в нескольких частных домах.
- Говорят что у вас агрессивная манера бизнеса. Это правда?
- Да.
- В чем она выражается?
- Первое – делать только то, что ты хочешь, второе – если вы хотите купить что-то хорошее, то это будет дорого, третье – непредсказуемость и независимость в бизнесе тоже в какой-то мере агрессия. Два раза было, что я приезжаю к заказчику, но после переговоров отказывался продавать ему площадку. Я хочу, чтобы наши площадки были не только украшением территории рядом с домом, но и использовались по прямому назначению, то есть люди на них тренировались.
- Сколько проектов и в каких странах сделала Kenguru Kazakhstan?
- Не считал, больше 300, наверное, то есть практически во всех городах Казахстана. Поставляли оборудование в Кыргызстан, Узбекистан.
- Расскажите, о ценах - самая дорогая и самая дешевая площадка, которую вы делали.
- Турник и брусья - это уже воркаут, такая площадка стоит около 500 тыс.тенге. Есть огромные, как в Esentai City, такая обойдется заказчику больше 20 млн тенге.
- Какие самые интересные проекты и где вы реализовали?
- На Горельнике, в ущелье Алмарасан тоже, там магическое место и в окружении трехвековых елей расположена наша площадка. Проект для Esentai City, на мой взгляд, входит в «тройку» самых красивых в Азии. Но есть вещи, которые мы готовы делать на рынке, но рынок пока не готов к ним.
- А именно?
- Мы уже давно готовы ставить турники, которые разговаривают с людьми, программы для телефонов, которые визуализируют площадку, на которую вы пришли, и показывают комплекс упражнений для нее. Но аудитория к таким инновациям не готова.
- Когда ваш бизнес вышел на самоокупаемость?
- С момента открытия прибыль нашей компании ежегодно росла на 40%. В 2018 году объем продаж немного упал, потому что в 2017 году был пик.
- Какой оборот у компании в год?
- Я не могу говорить о коммерческих деталях бизнеса.
- Хотя бы ориентировочно. Больше 100 млн тенге?
- Больше.
- Вы упомянули Узбекистан. Каково вам там развивать бизнес?
- У нас есть там сильный партнер. Раньше под нашим брендом открывали представительства в странах ЦА – покупали у нас оборудование и продавали. Теперь у нас у нас очень серьезные производственные планы в стране, но пока не могу раскрыть всех деталей. В Узбекистане любят и умеют работать, можно легко зайти к министру и обсудить дела. Возвращаясь к теме агрессивности, скажу, что это в Казахстане мы так работаем, потому что по-другому не получится. Как будет в Узбекистане, посмотрим.