Во время пандемии спросом стали пользоваться пластиковые маски-экраны для защиты от коронавируса. «В первый месяц работы, то есть в апреле, мы выпустили около 2 тыс. масок. Их приобретали в основном поликлиники, медцентры. Сейчас мы реализуем в среднем 4 тыс. масок в месяц», – рассказывает совладелица SCI Company Ирина Абасова. Она отмечает, компания вынуждена использовать импортный листовой пластик, так как на рынке нет местных производителей такого сырья. В интервью корреспонденту «Капитал.kz» предпринимательница разъяснила, насколько подешевели бы маски, если бы для их производства использовалось местное сырье.
- Ирина, раньше ваша компания занималась производством макетов домов, сооружений из пластика. Получается, что пандемия подтолкнула вас к тому, чтобы переориентировать бизнес.
- До распространения COVID-19 у нас работали два цеха. Один занимался производством макетов архитектурных сооружений, второй – выпуском технических изделий из пластика. В конце марта мы приняли решение запустить производство защитных пластиковых масок. Одновременно мы «заморозили» работу второго цеха по выпуску пластиковых изделий – он стал убыточным из-за пандемии. Это было связано с тем, что ключевые специалисты цеха проживали в Талгаре, у них возникали сложности с получением разрешения на выезд.
Одна из проблем, с которой мы столкнулись при запуске бизнеса, – поиск поставщиков пластиковых листов и других составляющих для маски в Казахстане. Многие поставщики такого сырья приостановили свою деятельность из-за карантинных мер, другие – из-за отсутствия разрешения на работу. Мы пытались наладить контакт с одним из поставщиков, с которым раньше сотрудничали, но нам не удалось. Он уже нашел другого партнера, пришлось искать других поставщиков пластиковых листов в Казахстане. Для того чтобы наладить поставки в период пандемии, нам потребовалось около двух недель. Хотя раньше этот процесс занимал не больше суток.
- В Казахстане не производится листовой пластик?
- Не производится. Мы приобретаем российский, корейский, китайский листовой пластик в Казахстане через дистрибьюторов. Они имеют достаточный запас сырья, несмотря на закрытие границ. Сейчас у нас нет проблем с поставками пластика из других стран, грузовые перевозки наладились.
- Если бы у нас была налажена переработка вторичного пластика, насколько дешевле стали бы маски?
- Вторичный пластик не подходит для производства пластмассовых защитных масок, так как они уже не будут прозрачными. Если бы использовался только казахстанский пластик, то стоимость маски снизилась бы на 15%.
- Ваша команда самостоятельно разрабатывала дизайн экранов?
- В интернете есть много вариантов защитных масок. Мы с коллегами только и успевали обмениваться идеями и наконец выбрали одну из моделей. Тестовые образцы масок мы соорудили за два дня и отправили их на тестирование. Сертификация масок заняла около трех недель.
Первых покупателей мы нашли через своего знакомого, который в период пандемии стал заниматься выпуском одноразовых защитных комбинезонов для врачей. Его клиенты, в основном медцентры, стали интересоваться защитными масками. И он обнадежил нас, что в Казахстане рынок пластиковых масок не освоен, поэтому мы можем попробовать зайти в эту нишу. Лишь после этого мы стали делать прототипы масок. На первом этапе сотрудничали только с оптовыми покупателями.
- А сейчас?
- В настоящее время мы работаем напрямую и с розничными клиентами. На них приходится 30% спроса, на медицинские учреждения – 40%, на производственные предприятия, супермаркеты – 30%. Через курьерские службы мы поставляем маски в Актау, Атырау, Усть-Каменогорск, Нур-Султан, Караганду. Единственный минус, который мы заметили, сроки доставки масок увеличились в два раза. Думаю, это связано с увеличением нагрузки на логистическую систему.
- Сколько стоят ваши защитные маски?
- Их розничная цена составляет 1 600 тенге, оптовая – 1200-1300 тенге. Получается, что в среднем наш ежемесячный оборот составляет 5-8 млн тенге. Он варьируется в зависимости от объема заказа. Данный проект не принес нам каких-то сверхдоходов, мы его запустили, чтобы позволить выжить другим цехам. Это временный проект.
- Расскажите о производственной составляющей. Вам пришлось докупать оборудование для выпуска масок?
- Нет, нам повезло, так как мы уже имели необходимое оборудование.
- А если начать работать с нуля, сколько инвестиций потребуется?
- Для организации такого бизнеса понадобится режущий станок для кройки пластиковых листов. Он стоит около 3 млн тенге. Также потребуется другое, менее габаритное оборудование: лезвия, различные ножи, инструмент для установки клепок. В оборудование пришлось бы вложить 3,3-4 млн тенге. Но если бы я начинала бизнес по производству защитных масок с нуля, то я бы не рекомендовала покупать режущий станок – это дорогое удовольствие. К тому же пандемия когда-нибудь обязательно закончится, и проект по маскам может быть не таким рентабельным. Если нет собственного станка, лучше работать с подрядчиками, у которых есть подобное оборудование.
- Сколько вы потратили на то, чтобы купить пластиковые листы на 2 тыс. масок?
- Нам повезло, наш первый заказчик сделал предоплату в размере почти 1 млн тенге. На эти средства нам удалось купить необходимый объем пластиковых листов. Учитывая текущие продажи, даже если бы нам нужно было вложиться в оборудование, мы бы уже окупили эти инвестиции.
- Уточните, сколько человек работает в вашем цехе?
- В зависимости от объема заказа мы привлекаем от 3-8 человек. Площадь нашего цеха не превышает 50 кв. метров.
- Сколько компаний, которые решили перейти на производство пластиковых масок?
-
В Алматы нам известно о трех производителях, возможно, есть более мелкие, но они
могли закрыться. В основном на рынке продаются импортные маски. Наши основные
конкуренты – производители из Турции. Их маски отличаются от наших дизайном,
они дешевле, чем наши на 40-50% – это большое
преимущество для импортеров. Дело в том, что в Турции производится все, что
нужно для изготовления масок: пластиковые листы, клепки и т.д. Кроме того, турецкие
маски имеют множество сертификатов. У нас пока нет возможности их получить
из-за пандемии. Но мы успели получить декларацию соответствия наших масок на
территории ЕАЭС.
- Готовы начать экспортировать свою
продукцию?
- Да, у нас был заказчик в Португалии, но в итоге он нашел поставщика масок в Европе. Казахстан с географической точки зрения для него не выгоден. К тому же у нас нет сертификатов для работы на рынке Европы.