Спасать шымкентских предпринимателей от банкротства и остановки производств будут с помощью антикризисных мер. За время карантина представители акимата города и Палаты предпринимателей Шымкента проанализировали, как выживали в период режима ЧП более 400 предприятий и товаропроизводителей. Нехватка оборотных средств, падение продаж, недоступность импортного сырья и дефицит кадров вошли в список основных трудностей предприятий Шымкента. При этом у компаний каждой сферы были дополнительные сложности, решить которые бизнесмены в одиночку не в силах.
На заводе по производству смазочных материалов «Hill Corporation» за 10 лет работы привыкли к трудностям, но нынешняя ситуация отличается от всего, что приходилось пережить раньше. Для продолжения работы в посткарантинный период заводу необходима помощь при сбыте продукции, рассказывает исполнительный директор ТОО «HILL Corporation» Нурбол Дутбаев. Необходимо установление изъятий из национального режима при осуществлении государственных закупок на 2 года, в целях соблюдения действующего экологического законодательства, предоставление приоритета в закупках предприятиям, которые имеют замкнутый цикл производства.
«Важный момент – освобождение недропользователей от налогов, связанных с фондом оплаты труда. Озвучено, что малый и средний бизнес в систему включен, но здесь остаются системообразующие предприятия, под которые подпадает наша компания. Хотелось бы, чтобы и мы вошли в список освобожденных от налогов с фонда оплаты труда. А также было бы хорошо получить освобождение в первом полугодии от уплаты НДС, а на посткризисный период снизить ставки НДС до 6-7% вместо действующих сейчас 12%», – рассказал Нурбол Дутбаев.
Немаловажным для успешной работы крупнейшего шымкентского предприятия будет и субсидирование импорта сырья и комплектующих. Предприниматели говорят, что контракты с государственными органами на поставку были заключены в начале года. С момента объявления в стране режима ЧП курс национальной валюты по отношению к доллару обвалился. Это сказывается на конечной себестоимости продукции. Поэтому, чтобы цены на масла шымкентского производства сохранить, необходимо субсидировть те контракты, которые заключены на 2020 год.
На грани выживания находятся компании легкой промышленности. ТОО «Бал текстиль» 7 лет выпускает ковры, которые успели оценить далеко за пределами страны. Правда, коронавирус и режим ЧП внесли свои неприятные коррективы в работу фабрики. Например, возникли проблемы с поставкой сырья, закупленного в Бангладеш и в Турции. Поэтому руководство «Бал текстиль» просит разработать механизм отсрочки платежей по кредитам для предприятий обрабатывающей промышленности.
«Думаю, что нужно еще усилить импортозамещение товаров в сфере легкой промышленности путем рассмотрения повышения ставки НДС для импортных товаров из стран СНГ до 30%, а также путем увеличения таможенных пошлин или акцизных налогов для товаров из третьих стран до уровня 30%. Это для тех случаев, если в нашей стране налажено производство аналогичной продукции», – говорит директор ТОО «Бал текстиль» Талгат Исхахов.
Некоторые предприятия пищевой отрасли решили отказаться от кредитных каникул, посчитав, что безболезненнее будет ежемесячно выплачивать определенную сумму, чем потом увеличенный платеж, но вот налоговые льготы им необходимы.
Генеральный директор компании «Визит» Вельким Злавдинов уверен, что, во-первых, нужно установить ставку налога на добавленную стоимость на уровне 8%. Во-вторых,
отменить налоги с ФОТ до конца 2020 года для казахстанских производителей пищевой отрасли.
«Нужно предоставить отсрочку по уплате НДС за I-IV кварталы 2020 года на 12 месяцев. Отменить местные налоги: на имущество, земельный, транспортный в 2020 году для всех производителей. Стоит отменить ввозную пошлину в размере 4% на полиэтилентерефталат для производителей минеральных вод и безалкогольных напитков. Это сырье необходимо для производства бутылок и является основным в данном бизнесе. Где-то его себестоимость в структуре бутилированной воды составляет от 15 до 50%. Увы, это сырье в Казахстане не производится, а то, что выпускают страны ЕАЭС, едва им хватает для собственных нужд», – рассказывает Вельким Злавдинов
В ТОО «Madlen KZ» уверены, что нужны нулевые таможенные пошлины на импортное сырье и материалы, которых нет на отечественном рынке. Также отменить пошлины нужно и на оборудование, которое в стране не производят. Кондитеры просят компенсировать транспортные расходы при отправке продукции за рубеж и затраты на сертификацию систем менеджмента. Неплохо было бы, говорят представители крупнейших компаний, выдавать беспроцентные кредиты на погашение задолженности по заработной плате, как, например, делают в соседней России.
«ЧП нас застигло на этапе развития и расширения предприятия. В январе мы заключили крупные контракты на поставку оборудования из Турции. Сейчас остро встал вопрос о поставке. Это связано с нехваткой денежных средств на доставку и растаможку оборудования. Хотели бы предложить на время ЧП внести послабления по таможенным пошлинам и субсидировать транспортные расходы на ввоз оборудования, которое не имеет аналогов на территории Казахстана. Это насущная проблема. Я даже не знаю, где мы сейчас будем находить средства», – рассказывает директор ТОО «Madlen KZ» Нелли Шарыгина.
В непростой ситуации оказался крупнейший производитель Шымкента АО «Шымкентмай». Завод с многолетней историей тяжело переживал режим ЧП из-за введения предельных розничных цен на социально значимые продовольственные товары. В этот перечень попало подсолнечное масло. В итоге предприятию пришлось себе в убыток продавать один литр за 388 тенге, тогда как до этого цена литра составляла 400 тенге.
«По поводу предельных цен. В разных регионах страны установлена разная цена, и как ее рассчитывали – для нас непонятно. Есть в других регионах производители, которые свою продукцию поставляют в соседние магазины. Мы же поставляем, например, в Жамбылскую область. Там цена ниже. К тому же из Шымкента нужно довезти, обслуживать магазины, нести дополнительные расходы. Или, например, Нур-Султан. Там цена на масло выше, и регион сырьем обеспечен. Мы в южный регион везем сырье из других районом, а это значительно дороже и себестоимость нашего масла выше, а предельная цена в нашем регионе ниже, чем в столице. Хотелось бы, чтобы при установлении предельных цен учитывалась себестоимость, стоимость доставки», – говорит финансовый директор АО «Шымкентмай» Наталья Харипова.
Настораживает производителей подсолнечного масла и профицит их продукции на казахстанском рынке. Говорят, к этому привел запрет на экспорт бутилированного масла, причем экспорт полуфабрикатов или сырья никто не запрещал. Производители считают, что для поддержки отечественных предприятий необходимо стимулировать именно глубокую переработку, а значит – вывозить из страны только готовую продукцию. Руководство АО «Шымкентмай» уверено, что в посткарантинной ситуации необходимо пересмотреть условия программы «Экономика простых вещей». К примеру, выполнимыми сейчас являются требования к участникам программы о росте доходов на 10%, или об увеличении налоговых выплат, или о росте объемов производства.
Свои тонкости и трудности в посткарантинный период возникли у представителей туристической отрасли. Понимая, что в ближайшее время придется работать только с внутренними туристами, компании просят субсидирование расходов туроператоров на выкуп блок-мест в отелях до 2021 года. Или, например, чтобы государство взяло на себя оплату затрат на аренду или коммунальные услуги субъектов туристской отрасли.
Все эти просьбы и предложения Палата предпринимателей Шымкента и представители акимата рассмотрели. Признаются, что угодить сразу всем не удалось, ведь некоторые предложения требуют системных изменений. Чтобы бизнесу уже начать помогать, в городе решили создать микрофинансовую организацию, которая будет предоставлять льготное микрокредитование для МСБ. 51% долей в уставном капитале будет принадлежать Палате предпринимателей, а 49% – профильному управлению акимата Шымкента. Предусмотрено выделение из бюджета 1 млрд тенге для кредитования с низкими процентными ставками в рамках региональной программы. За счет раздачи льготных кредитов предприятиям в Шымкенте постараются сохранить 3760 рабочих мест. К слову, только в первые дни начала карантина в отпуск без сохранения заработной платы попали 53% сотрудников шымкентских предприятий. А 10% за этот период остались без работы.