Во время режима ЧП объем реализации меда просел на 90%. В результате, по минимальным расчетам, пчеловодческие хозяйства из-за падения спроса на мед недополучили 6,9 млрд тенге в месяц. Об этом в интервью корреспонденту «Капитал.kz» рассказал вице-президент Национального союза пчеловодов Казахстана «Бал-Ара» Габит Нурадил.
- Габит Нурадилович, какие проблемы были у пчеловодов после введения режима ЧП?
- Одна из главных проблем, с которой столкнулись пчеловоды в период ЧП, карантина – отсутствие доступа к пасекам. Большинство из них не смогли в полной мере подготовить пасеки к новому сезону, так как у них не было возможности попасть в специализированные магазины для покупки вощины, нужного инвентаря. Также у пчеловодов не было возможности приобрести препараты для проведения весенней обработки пчел. В результате продажи меда значительно просели, опыление садов не производилось.
Только с 17 апреля ситуация стала стабилизироваться, когда было издано постановление главного санитарного врача РК №34-ПГВр «Об усилении карантинных мер». Согласно документу, было разрешено передвижение сельхозпроизводителей и пчеловодов до своих хозяйств на грузовом транспорте. При этом они должны были иметь все разрешительные документы. Многие владельцы пасек не смогли попасть на свои хозяйства из-за того, что их не пропускали через блокпосты, так как у них не было нужных документов.
В конце марта в южных регионах начался сезон цветения плодовых и ягодных культур. В этот период многие пчеловоды не могли вывезти пчел для опыления из города, где они зимовали, в область. Уточню, в Казахстане около 90% хозяйств занимаются кочевым пчеловодством и лишь 10% стационарным. При кочевом пчеловодстве пчел транспортируют к медоносам для опыления цветущих растений. Это позволяет опылять сельскохозяйственные культуры и получать мед.
Отрасль пчеловодства является сезонной, и именно весенние месяцы влияют на весь сезон в целом. В это время происходит развитие пчелосемей. Поскольку многие пчеловоды не смогли выехать из Алматы во время карантина, на пасеках не были своевременно проведены подготовительные работы, весенняя обработка ульев, пчелосемьи стали роиться. Это нанесло непоправимый урон развитию пасек. Первая качка меда с майских медоносов в этом году не может быть произведена большинством пчеловодов.
- В Казахстане пчеловоды в основном зарабатывают за счет продажи меда?
- Верно. Наши пчеловоды зарабатывают за счет продажи меда и сопутствующих продуктов пчеловодства, за опыление платят только владельцы интенсивных садов. В других же странах с развитым сельским хозяйством, в Канаде, Израиле, наибольшая часть дохода пчеловодов складывается за счет опыления сельскохозяйственных культур.
- По вашим оценкам, какую прибыль недополучили пчеловоды из-за того, что они не охватили опылением сады?
- В среднем на один гектар традиционного яблоневого сада для опыления требуется 5 пчелосемей. Если площадь сада составит 20 гектаров, то для его опыления потребуется 100 пчелосемей. Стоимость опыления одной пчелосемьи оценивается в 5 тыс. тенге. Следовательно, пчеловод за счет опыления одного сада в сезон недополучил 500 тыс. тенге. От отсутствия опыления плодово-ягодных культур пострадали не только пчеловоды, но и сельхозпроизводители, которые недополучат урожай со своих садов. С одного гектара интенсивного яблоневого сада они потеряли 4,7 млн тенге, с традиционного яблоневого сада – 2,8 млн тенге, с косточковых садов – 2,5 млн тенге, с клубничной плантации – 3,6 млн тенге. Это несравнимо большие потери, чем потери, связанные с недополучением меда пчеловодческими хозяйствами.
- Снизился ли объем реализации меда в карантин?
- По нашим оценкам, сбыт меда во время ЧП просел на 90%. В основном этот тренд затронул областные центры, Алматы и Нур-Султан. Это связано с тем, что базары и торговые точки были закрыты, доставка продуктов пчеловодства не осуществлялась.
У некоторых пчеловодов во время карантина экспорт меда в Китай и в целом приграничная торговля снизились на 100%. Какие-то хозяйства не смогли исполнить свои экспортные договоры по поставкам меда в Юго-Восточную Азию, на 50% снизилась реализация местных пчел.
В среднем потери владельца пасеки, занимающегося производством меда, имеющего пасеку в 100 пчелосемей, в этом году составят около 580 тыс. тенге в месяц или 7 млн тенге в год. По минимальным расчетам, пчеловодческие хозяйства из-за падения спроса на мед недополучили 6,9 млрд тенге в месяц.
- Есть ли те, кто из-за карантина решил продать свои пасеки?
- По моей информации, таких ситуаций не было. По нашим оценкам, в стране по-прежнему работает около 12 тыс. хозяйств, которые обслуживают 600 тыс. пчелосемей.
- Насколько мне известно, казахстанские пчеловоды были зависимы от экспорта пчелопакетов из Узбекистана. Ситуация изменилась?
- Ситуация не изменилась. Ежегодно в нашу страну импортируется 100 тыс. пчелопакетов из Узбекистана. Эта страна является основным поставщиком пчел в Казахстан. Это связано с тем, что в Узбекистане государство субсидирует часть затрат пчеловодов по экспорту.
Между тем последние 3-4 года мы стали наблюдать, что качество импортируемых пчелопакетов из Узбекистана ощутимо снизилось. И это несмотря на то, что Национальный союз пчеловодов Казахстана и Ассоциация пчеловодов Узбекистана в 2019 году заключили меморандум о сотрудничестве и взаимодействии. Цель этого документа – контроль качества ввозимых в нашу страну пчелопакетов. Все пчелы, экспортируемые из Узбекистана, должны проходить ветеринарный контроль. Но судя по тому, что к нам продолжают завозить больных пчел, меморандум не исполняется. Надеемся, что в этом году ситуация изменится.
Хотя уже сейчас некоторые владельцы пасек, чтобы избежать риска покупки зараженных пчел, напрямую договариваются с проверенными поставщиками. За счет того, что во время действия режима ЧП были установлены блокпосты, часть импортируемых некачественных пчел не попали в Казахстан. Это также было связано с усилением контроля со стороны ветеринарных служб на блокпостах. Поэтому можно сказать, что карантинные меры не только отрицательно, но и положительно повлияли на пчеловодство в нашей стране. Казахстанские пасечники, которые ранее не занимались разведением пчел, а зарабатывали на меде, стали производить пчелопакеты. Особенно ярко данный тренд проявился на юге Казахстана, где подходящие для этого климатические условия. Ведь именно в марте пчеловоды начинают искать на рынке качественный племенной материал.
- На сколько процентов выросло число хозяйств, переориентировавшихся на разведение пчел?
- Министерство сельского хозяйства РК не ведет статистику по числу пчелосемей и объему произведенного меда. Но по моим оценкам, количество хозяйств, которые переориентировались, выросло на 20%.
- Есть трудности сейчас у пчеловодов при пересечении блокпостов?
- По нашей информации, у пчеловодов, имеющих все документы на занятие пчеловодческой деятельностью, нет проблем с передвижением. Но в Казахстане многие хозяйства работают без документов, поэтому у них есть трудности в этом направлении. Союз пчеловодов активно сотрудничал с РПП «Атамекен», областными акиматами и сельхозуправлениями для решения вопросов передвижения пчеловодов. Также на рынке стала наблюдаться кооперация предпринимателей с различными региональными обществами пчеловодов.
- Какая поддержка от государства требуется пчеловодам?
- Государство уже субсидирует разведение племенных пчелосемей. На каждую семью выделяется по 5 тыс. тенге. Но в Казахстане не субсидируются пчеловоды, которые хотели бы заниматься бизнесом в промышленных масштабах. Например, в некоторых странах государство покрывает 50% затрат на оборудование пчеловодам, занятым промышленным пчеловодством. Мы также можем пойти по пути Бангладеш, когда пчелиные хозяйства поддерживаются за счет предоставления им пчелопакетов, маток, оборудования, ветеринарно-санитарных препаратов.
Самое главное – в Казахстане нужно повышать уровень образования пчеловодов. В вузах и средне-специальных учебных заведениях необходимо внедрить специализацию по пчеловодству для ветеринарно-санитарных врачей и таможенных структур. Также можно разработать программы образования для сельхозпроизводителей, населения о важности опылителей и пользе продуктов пчеловодства.