Казахстанский стартап с амбициями международного онлайн-университета профессий и хобби за год сумел увеличить выручку в пять раз, привлечь инвесторов и выиграть международную акселерационную программу. Основатели проекта не скрывают, что коронакризис стал катализатором спроса на услугу по онлайн-обучению кулинарии и позволил вырасти бизнесу на 30%. Какими были первые собственные инвестиции и во сколько проект оценивается сегодня, корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz рассказал сооснователь Ed-Tech стартапа Кухня'S Геннадий Ким.
- Геннадий, увеличить выручку в пять раз это неплохой показатель для стартапа, которому по большому счету чуть больше года. Расскажите о первоначальном объеме инвестиций.
- Мы вложили в проект около 30 тыс. долларов и последние четыре месяца получаем прибыль. Выручка действительно выросла в пять раз. При
этом до начала карантина показатель составлял до 6 млн тенге в месяц. На
сегодня он зафиксирован на уровне 8-10 млн тенге. К концу 2020 года планируем получить годовую выручку около 360 млн тенге, и это не будет пределом
нашего финансового успеха.
Как у компании получилось
за год продемонстрировать пятикратный рост выручки? На этот вопрос сложно ответить однозначно... Команда тестировала разные способы привлечения клиентов и продукты для них. Мы постоянно расширяли ассортимент, изучали спрос,
потребности аудитории. Кроме недавней победы в конкурсе акселерации, проект смог привлечь в
период коронакризиса инвестиции на 100 тыс. долларов. Но основатели стартапа не ставят перед собой однозначных планов, при которых можно твердо утверждать, что он успешен. Это чревато нежеланием расти дальше. На сегодня команда радуется локальным
успехам и ставит цель на ближайшие 5-10 лет, например, построить компанию на миллиард долларов.
- Давайте об инвестициях в проект поговорим подробнее. Как вы смогли убедить инвестора в том, что он успешный и потенциально прибыльный?
- Любой профессиональный инвестор при выборе варианта вложений, как правило, оценивает несколько вещей. Первое – рынок. Кухня'S заинтересовал инвестора, которому сфера онлайн-образования
так же близка, как и владельцам бизнеса: он верит в эту нишу, в ее полезность и получает от
участия в проекте удовольствие. Второе – команда. Здесь инвестору важно
понимать, какие специалисты занимаются стартапом. Были примеры, когда прекрасная
идея загублена слабой командой. Наш инвестор с нами знаком не первый год, и
рост, развитие и прогресс проекта происходили у него буквально на глазах. В
итоге, если эти два условия сходятся, то бизнес будет увеличивать охват
аудитории и приносить прибыль. Оценка стоимости нашей компании частным инвестором Талгатом Исмаиловым составляет 1 млн долларов. То есть, вложив 100
тыс. долларов, он имеет 10% от доли
компании. Привлеченные средства будут направлены на развитие технологической части проекта (разработка собственного ИТ-решения по автоматизации учебного процесса на базе алгоритмов искусственного интеллекта - Ред.) и международную экспансию.
- Кухня'S – это казахстанский стартап или вы просто представляете страну в проекте?
- Мы казахстанский проект, который запустила казахстанская
команда. Изначально строили бизнес как международный онлайн-университет профессий
и хобби с расчетом на аудиторию по всему миру. С момента запуска стартап работает в интернет-пространстве всех стран СНГ и мира и имеет на сегодня около 10 тыс.
клиентов из более чем 15 государств. Но основная аудитория - пользователи из
России и Казахстана, не скрою, что 60% - граждане РК. Такой показатель связан с тем, что
проект стартовал с наиболее интересного для казахстанского
пользователя сегмента - линейки курсов по восточной кулинарии. В Казахстане эта тема более востребована в сравнении с Россией или странами дальнего
зарубежья. Мы расширяем линейку наших курсов каждый месяц по двум-трем новым направлениям, и
постепенно доля российских и иностранных клиентов растет. На сегодня
соотношение следующее: 60% из Казахстана, 30% из России, а 10% распределяются
между другими странами ближнего и дальнего зарубежья – Швецией, Германией, США,
Швейцарией, Чехией, Кореей, Израилем и другими.
- Онлайн-обучение на самом деле довольно распространенная услуга. Почему вы выбрали именно эту нишу?
- Было протестировано много гипотез для четкого
понимания, какую нишу должен занять проект и что будет интересно
пользователям. Затем проведено более сотни интервью с клиентами: выяснили, что тревожит наших потенциальных пользователей, какие проблемы у них
есть и чем мы можем быть для них полезны. На основе полученных данных был расширен ассортимент продуктов, проведена переупаковка проекта и адаптация под реальные
запросы. Неэффективные продукты мы закрыли. На момент
запуска бизнеса команда проекта задала себе главный вопрос: каким критериям он
должен соответствовать? Первый - бизнес должен быть
максимально экологичным, то есть ценным и полезным для людей. Второй критерий –
бизнес не должен ограничиваться одним городом, страной и даже континентом. Он
должен иметь международный потенциал. И третий – это дело, к которому
у нас должен быть интерес, то, что нам близко по личным
предпочтениям, увлечениям и принципам.
- У вас были, выражаясь простым языком, советчики? Или вы опирались на мировой опыт?
- Еще в 2016 году моя супруга, находясь в декретном отпуске, организовала офлайн-курс по кулинарии. Он был для узкого круга друзей, но стал достаточно популярным. За символическую плату ученики собирались на нашей кухне и готовили. Наверное, это и была первая фокус-группа нашего онлайн-проекта. На сегодня, если понаблюдать за мировыми трендами, то давно и успешно развивается много образовательных проектов: школьные, профессиональные, хобби и т. д. В мире уже существуют компании, которые стоят миллиарды долларов и строят бизнес на онлайн-образовании. Но получить образование онлайн в развитых странах намного проще, поскольку местное население уже знакомо с форматом дистанционного обучения. Поэтому, посмотрев на мировые тенденции, мы сочли возможным создать подобный проект и в Казахстане. Люди готовы оплачивать услуги сервиса.
- Хорошо, но ведь сегодня во Всемирной сети множество доступного обучающего кулинарного контента. Я уже не говорю о личных страничках домохозяек, которые учат готовить и делятся рецептами бесплатно.
- У нас были опасения, что наш кулинарный проект не будет востребован, потому что интернет-пространство заполнено бесплатным контентом по данному профилю. Но на деле, когда мы стали строить бизнес, получать за свой сервис деньги и положительные отзывы, пришло осознание, что за бесплатный контент в Сети никто не несет ответственности. Зачастую блогеры выкладывают непроверенные рецепты, чтобы повысить просмотры своих аккаунтов. Наши клиенты получают гарантированную поддержку во время приготовления блюд, проверенные рецепты от лучших шеф-поваров. И за это они готовы платить.
- Как быстро вы смогли найти профессиональные кадры для проекта? Как дорого они вам обошлись?
- На начальном этапе было сложно привлекать профессиональные кадры по двум причинам: первая – бизнес маленький и неизвестный, профессионалами в карьерном плане он воспринимался как шаг назад. Вторая – проект не был готов платить за работу как большие компании с многомиллионными оборотами. Отмечу, что на старте у нас уже была собрана хорошая команда, до конца года мы планируем ее усилить, чтобы в следующем году выйти на международные рынки, где конкуренция жестче, но развиваться намного интереснее.