USD
524.66₸
+2.170
EUR
550.21₸
+2.330
RUB
5.09₸
+0.030
BRENT
73.57$
+0.030
BTC
104277.00$
-1710.000

Анфас и профиль МСБ в Казахстане

Чем городские предприниматели отличаются от региональных?

Share
Share
Share
Tweet
Share
Фото: Владимир Третьяков

Фото: Владимир Третьяков

Сокращение числа рабочих мест, которое в Казахстане наблюдалось в начале 1990-х годов, стало причиной значительных перемен в укладе жизни миллионов казахстанцев. Многим из них пришлось переквалифицироваться из инженеров, рабочих цехов в индивидуальных предпринимателей. Сегодня, спустя 20 с лишним лет они составляют значительную долю самозанятых и действующих ИП. Однако в городе и в сельской местности их бизнес развивается по-разному.

Микрофинансовая компания Solva провела специальное исследование среди индивидуальных предпринимателей городов и регионов Казахстана. В нем приняли участие более тысячи ИП в возрасте от 35-55 лет. По официальным данным, осенью прошлого года в Казахстане насчитывалось до 1,25 млн индивидуальных предпринимателей с наибольшей концентрацией в Алматы (163,3 тыс.), Туркестанской (138 тыс.) и Алматинской (128,6 тыс.) областях.

Примечательно, что оптовая торговля и ретейл (35,4%), строительство (9,7%) и техническая деятельность (5,1%) одинаково популярные сферы деятельности в больших городах и в регионах. Впрочем, разница есть, и весьма ощутимая – в регионах, особенно в сельской местности, масштабы малого бизнеса не просто скромные – его потенциал используется далеко не полностью. И во многом сдерживающее влияние оказывает ограниченность финансовых ресурсов.

Как правило, предприниматели и самозанятые, проживающие в городе, – это молодые мужчины (54% младше 40 лет), они осведомлены об основных трендах в своей профессиональной сфере, владеют информацией о потенциальных источниках финансирования, а также могут рассчитывать на большую лояльность со стороны многочисленных филиалов банков.

Напротив, среди жителей сельской местности больше женщин-предпринимателей (68%) в возрасте от 40лет и старше. Степень информированности о возможных источниках финансирования, уровень цифровой грамотности у них ниже, как и желание брать кредит. Если в городе предприниматели используют кассовые терминалы, внедряют системы оплаты онлайн, включая денежные переводы при помощи мобильного приложения, то в селе ситуация кардинально другая.

Зачастую самозанятые, оказывающие своим землякам различного рода услуги, а также индивидуальные предприниматели в регионах предпочитают все расчеты производить исключительно наличными деньгами. С одной стороны – это связано с нежеланием инвестировать в необходимую инфраструктуру. С другой – тем, что оплачивать покупки в селах самим покупателям удобнее наличными, которые они предпочитают платежным картам и онлайн-платежам.

По словам Розы У., которая уже долгое время занимается продажей кондитерских изделий в одном из торговых домов Ушарала и принимает оплату только наличными, что-то менять в работе своего бутика она пока не планирует.

«В торговле я уже 15 лет. Начинала с малого, заняли с мужем у родственников деньги и понемногу пришли к тому, что у нас есть сейчас. Расширяться пока не планирую, потому что придется снова искать деньги, а с кредитами связываться не хочу», – говорит она, признаваясь, что не верит в то, что может получить кредит в банке, поскольку не ведет специальный учет, а обороты ее магазина небольшие.

Аналогичную причину называет и другая предпринимательница Майра К. Уже пять лет они с супругом пытаются наладить производство домашних колбасных изделий, однако бизнес только недавно стал приносить небольшую прибыль. Чтобы зарабатывать по-настоящему, нужно масштабироваться.

«Чтобы сделать хорошую колбасу или мясной рулет, нужны качественные, а значит –недешевые продукты. Чтобы на этом зарабатывать, нужны еще и объемы, ведь продавать с большой накруткой мы не можем, люди наш товар просто не купят», – говорит она. На вопрос о том, рассматривала ли она расширение производства с привлечением банковского или иного финансирования, Майра ответила отрицательно. 

«Однажды мы с мужем ходили в наш местный банк, но там потребовали справки с места работы, когда узнали, что мы самозанятые, попросили нашу финансовую отчетность, а у нас ее нет. Мы просто все записываем в тетрадку: кому должны и сколько продали», – призналась наша собеседница.

По мнению экспертов, подобные проблемы в целом характерны для малого бизнеса в Казахстане, но в регионах они проявляются особенно заметно, поскольку у таких предпринимателей нет документов об учете расходов и доходов, не ведутся инвентарные или товарно-оборотные журналы. Кроме того, сельские предприниматели, задействованные в сфере торговли, пренебрегают банковскими счетами и картами, в этом случае получить в банке кредит на ИП сложно.

Согласно данным ФРП «Даму», наиболее часто к кредитованию прибегают те предприниматели, кто решил открыть собственный автосервис, гостиничный бизнес или пункт общественного питания. В торговле и строительстве роль кредита в стартовом капитале индивидуальных предпринимателей ниже, чем в большинстве других отраслей. Вероятно, это также может быть одной из причин, почему точки на рынках и частные магазины – основной вид бизнеса для предпринимателей в регионах. При этом такие перспективные направления, как туризм и обслуживание международных автотрасс развиваются не так быстро.

Еще один фактор, который влияет на различия между индивидуальными предпринимателями в городе и на селе – это разный уровень ожиданий. Как правило, малые предприниматели и самозанятые в регионах чуть менее амбициозны, чем горожане, демонстрируя более высокий уровень удовлетворенности своим положением, и о масштабировании бизнеса здесь задумываются не все.

Учитывая, что в регионах, на селе существует потенциальный простор для реализации инициатив самозанятых и частных предпринимателей, снятие такого ментального барьера как страх перед кредитами, консалтинговая помощь в лучшем понимании перспектив своего бизнеса, а также расширение доступа к финансовым инструментам могли бы способствовать росту активности предпринимательства на селе и в регионах в целом.

Марат Бекжанов, генеральный директор МФО Solva

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.