Сокращение числа рабочих мест, которое в Казахстане наблюдалось в начале 1990-х годов, стало причиной значительных перемен в укладе жизни миллионов казахстанцев. Многим из них пришлось переквалифицироваться из инженеров, рабочих цехов в индивидуальных предпринимателей. Сегодня, спустя 20 с лишним лет они составляют значительную долю самозанятых и действующих ИП. Однако в городе и в сельской местности их бизнес развивается по-разному.
Микрофинансовая компания Solva провела специальное исследование среди индивидуальных предпринимателей городов и регионов Казахстана. В нем приняли участие более тысячи ИП в возрасте от 35-55 лет. По официальным данным, осенью прошлого года в Казахстане насчитывалось до 1,25 млн индивидуальных предпринимателей с наибольшей концентрацией в Алматы (163,3 тыс.), Туркестанской (138 тыс.) и Алматинской (128,6 тыс.) областях.
Примечательно, что оптовая торговля и ретейл (35,4%), строительство (9,7%) и техническая деятельность (5,1%) одинаково популярные сферы деятельности в больших городах и в регионах. Впрочем, разница есть, и весьма ощутимая – в регионах, особенно в сельской местности, масштабы малого бизнеса не просто скромные – его потенциал используется далеко не полностью. И во многом сдерживающее влияние оказывает ограниченность финансовых ресурсов.
Как правило, предприниматели и самозанятые, проживающие в городе, – это молодые мужчины (54% младше 40 лет), они осведомлены об основных трендах в своей профессиональной сфере, владеют информацией о потенциальных источниках финансирования, а также могут рассчитывать на большую лояльность со стороны многочисленных филиалов банков.
Напротив, среди жителей сельской местности больше женщин-предпринимателей (68%) в возрасте от 40лет и старше. Степень информированности о возможных источниках финансирования, уровень цифровой грамотности у них ниже, как и желание брать кредит. Если в городе предприниматели используют кассовые терминалы, внедряют системы оплаты онлайн, включая денежные переводы при помощи мобильного приложения, то в селе ситуация кардинально другая.
Зачастую самозанятые, оказывающие своим землякам различного рода услуги, а также индивидуальные предприниматели в регионах предпочитают все расчеты производить исключительно наличными деньгами. С одной стороны – это связано с нежеланием инвестировать в необходимую инфраструктуру. С другой – тем, что оплачивать покупки в селах самим покупателям удобнее наличными, которые они предпочитают платежным картам и онлайн-платежам.
По словам Розы У., которая уже долгое время занимается продажей кондитерских изделий в одном из торговых домов Ушарала и принимает оплату только наличными, что-то менять в работе своего бутика она пока не планирует.
«В торговле я уже 15 лет. Начинала с малого, заняли с мужем у родственников деньги и понемногу пришли к тому, что у нас есть сейчас. Расширяться пока не планирую, потому что придется снова искать деньги, а с кредитами связываться не хочу», – говорит она, признаваясь, что не верит в то, что может получить кредит в банке, поскольку не ведет специальный учет, а обороты ее магазина небольшие.
Аналогичную причину называет и другая предпринимательница Майра К. Уже пять лет они с супругом пытаются наладить производство домашних колбасных изделий, однако бизнес только недавно стал приносить небольшую прибыль. Чтобы зарабатывать по-настоящему, нужно масштабироваться.
«Чтобы сделать хорошую колбасу или мясной рулет, нужны качественные, а значит –недешевые продукты. Чтобы на этом зарабатывать, нужны еще и объемы, ведь продавать с большой накруткой мы не можем, люди наш товар просто не купят», – говорит она. На вопрос о том, рассматривала ли она расширение производства с привлечением банковского или иного финансирования, Майра ответила отрицательно.
«Однажды мы с мужем ходили в наш местный банк, но там потребовали справки с места работы, когда узнали, что мы самозанятые, попросили нашу финансовую отчетность, а у нас ее нет. Мы просто все записываем в тетрадку: кому должны и сколько продали», – призналась наша собеседница.
По мнению экспертов, подобные проблемы в целом характерны для малого бизнеса в Казахстане, но в регионах они проявляются особенно заметно, поскольку у таких предпринимателей нет документов об учете расходов и доходов, не ведутся инвентарные или товарно-оборотные журналы. Кроме того, сельские предприниматели, задействованные в сфере торговли, пренебрегают банковскими счетами и картами, в этом случае получить в банке кредит на ИП сложно.
Согласно данным ФРП «Даму», наиболее часто к кредитованию прибегают те предприниматели, кто решил открыть собственный автосервис, гостиничный бизнес или пункт общественного питания. В торговле и строительстве роль кредита в стартовом капитале индивидуальных предпринимателей ниже, чем в большинстве других отраслей. Вероятно, это также может быть одной из причин, почему точки на рынках и частные магазины – основной вид бизнеса для предпринимателей в регионах. При этом такие перспективные направления, как туризм и обслуживание международных автотрасс развиваются не так быстро.
Еще один фактор, который влияет на различия между индивидуальными предпринимателями в городе и на селе – это разный уровень ожиданий. Как правило, малые предприниматели и самозанятые в регионах чуть менее амбициозны, чем горожане, демонстрируя более высокий уровень удовлетворенности своим положением, и о масштабировании бизнеса здесь задумываются не все.
Учитывая, что в регионах, на селе существует потенциальный простор для реализации инициатив самозанятых и частных предпринимателей, снятие такого ментального барьера как страх перед кредитами, консалтинговая помощь в лучшем понимании перспектив своего бизнеса, а также расширение доступа к финансовым инструментам могли бы способствовать росту активности предпринимательства на селе и в регионах в целом.
Марат Бекжанов, генеральный директор МФО Solva