В эпоху глобализации экономики и стремительного технологического развития ни одна крупная индустрия не остается в стороне. Производство никотиносодержащих продуктов тоже сегодня трансформируется и приобретает новые очертания и направления. А вместе с новыми видами продукции появляются и новые риски. Например, проблема распространения снюса – пероральной никотиносодержащей продукции среди школьников в последнее время очень сильно волнует педагогов и родителей, она находится в постоянном поле зрения СМИ и обсуждается в соцсетях. Очень важным как для табачной индустрии, так и для общества является то, что сейчас эта проблема вышла на законодательный уровень, и соответствующие нормы обсуждаются в рамках разработки поправок в Кодекс «О здоровье народа и системе здравоохранения» в стенах Мажилиса Парламента Республики Казахстан.
Однако, не стоит забывать, что к так называемым бестабачным некурительным изделиям относятся не только скандально известные снюсы, но и вполне легальные так называемые паучи, которые помогают курильщикам избавиться от вредной привычки. Мы попытались разобраться, в чем разница между снюсами и паучами.
«Мера важнее всего» — эта древнегреческая максима указывает на необходимость избегать крайностей, искать рациональную середину. Подобная дилемма снова возникла перед казахстанским правительством, вследствие широкого распространения бестабачных никотиновых продуктов. Перед государством стоит задача решить проблему потребления такой продукции детьми, а также оградить население от некачественных и высококонцентрированных никотиновых продуктов, потребление которых сопряжено с высокими рисками для здоровья. Необходимо найти и понять научно обоснованную меру содержания никотина, что позволило бы сформулировать общую методологию, определяющую безопасность продукции. Это могло бы стать основанием для продвижения модели ответственного потребления паучей.
Паучи: мифы и реальность
Прежде всего, давайте разберемся, что собой представляет каждая никотиновая категория. Сегодня в СМИ активно муссируется тема потребления снюсов. Снюс — это сосательный табак. При этом, категорию никотиновых паучей нельзя путать со «снюсом». Никотиновые паучи – это бестабачные, некурительные изделия перорального потребления, без содержания табака и/или его частей. Безусловно, состав никотиновых паучей также должен быть четко проанализирован аккредитованными лабораториями. Должны быть предъявлены требования к этому продукту на основании технических регламентов: ЕЭК уже приняла предварительное решение по включению никотиносодержащей продукции в единый перечень продукции, подлежащей техрегулированию. Глобальные производители никотиносодержащей продукции, судя по всему, решительно настроены трансформировать рынок, и они, прежде всего, заинтересованы в стогом регулировании своей индустрии во избежание нежелательных последствий.
Тем не менее, основным действующим веществом для потребителя в данной категории является никотин. В СМИ нередко приводится вводящая в заблуждение информация, что одна порция бестабачного никотинсодержащего изделия соответствует нескольким пачкам сигарет.
Данное сравнение является некорректным, поскольку процесс потребления некурительных изделий отличается от курения сигарет: происходит экстракция в слизистой полости рта, а не вдыхание дыма. Экспериментально установлены значительные различия усвоения никотина в зависимости от способов его поступления в организм человека.
На Рисунке 1 этот подход можно увидеть наглядно. Красные столбцы демонстрируют общее содержание никотина в пауче и в дыме сигареты, а зеленые – уровень абсорбции никотина человеком (согласно исследованиям Nicotine & Tobacco Research (том 15, издание 1, 2013.
Никотиновые паучи употребляются перорально: никотин усваивается через слизистую оболочку полости рта. О динамике абсорбции можно судить по полученным данным: они показывают, что пользователи извлекают только 30-37% от общего количества никотина, который присутствует в пауче, а поглощают в итоге еще меньше — только 10-20% никотина.
Далее, отличаются временные рамки потребления никотина в процессе курения сигарет и паучей. Легкие усваивают никотин очень быстро и эффективно, тогда как поглощение никотина через слизистую оболочку полости рта происходит гораздо медленнее. Сигарета выкуривается за несколько минут, а на один пауч уходит от 30 минут до часа (эта динамика представлена на Рис.2.)
Рисунок 2 — Сравнение абсорбции никотина в крови в течение определенного времени при курении сигареты и употреблении различных никотинсодержащих пероральных продуктов.
Однако главный вывод сравнительных исследований заключается в том, что ежедневное количество поглощенного никотина среди пользователей паучей примерно такое же, как и у курильщиков, независимо от того, измеряется ли оно через устойчивые уровни никотина в крови или через продукты никотинового метаболизма.
Также объективные данные показывают определенные преимущества паучей как никотинсодержащего продукта: никотин из паучей поступает в организм медленнее, чем от курения сигарет. Если в одной порции (пауче) содержится, например, 10 мг никотина, то реально при потреблении человек получает в 2-3 раза меньше никотина.
Снизить содержание никотина
Всероссийский научно-исследовательский институт табака, махорки и табачных изделий (ФГБНУ ВНИИТТИ) проанализировал представленные в ЕАЭС сегодня товары категории бестабачных никотинсодержащих паучей на предмет концентрации никотина и столкнулся с недопустимыми показателями.
Самая острая проблема рынка заключается в том, что потребителям в данной категории предлагаются продукты с чрезвычайно высоким содержанием никотина — до 250 мг в одной порции. Широко известно, что никотин является токсичным веществом и быстрое всасывание его больших доз может привести к летальному исходу. Такое большое количество опасно даже для взрослого человека. При этом, в зону риска попадают не только потребители паучей с экстремально высокими дозами никотина, но и те, кто может попробовать их случайно, — то есть несовершеннолетние.
Наиболее уязвимой частью социума, к сожалению, оказывается молодежь. В своем поведении подростки чаще следуют эмоциям, а не рациональным аргументам, — и эту тягу к «острым ощущениям» используют безответственные маркетологи. Они продвигают модель безответственного «любителя экстрима», употребляющего паучи с высоким содержанием никотина. В результате молодежь оказывается беззащитной перед алчным маркетингом, который ради прибыли забывает о социальных последствиях своих действий.
Должен быть определен разумный уровень никотина, который снизит риск отравлений (в том числе, среди молодежи) и в то же время предложит эффективную альтернативу для потребителей, желающих отказаться от сигарет.
Если говорить о нижней границе, то она должна обеспечить удовлетворенность от потребления никотина, сопоставимую с получаемой от курения сигарет, доступных на сегодняшнем казахстанском рынке. На Рис.2 видно, что максимальный уровень никотина в крови после употребления никотинового пауча с содержанием никотина 15 мг сопоставим с максимальным уровнем никотина, получаемом при курении сигареты крепостью 10 мг смолы в дыме сигареты.
Максимальный уровень содержания никотина должен не превышать 20 мг на порцию (пауч). Это гарантирует, что токсикологические риски от случайного употребления будут столь же низкими, как и от употребления традиционных табачных изделий. Указанная цифра получена на основании данных о последствиях случайного употребления никотина, предоставленными токсикологическими центрами. Обзоры таких данных показывают, что, хотя паучи потенциально токсичны, их проглатывание, как правило, не приводит к побочным эффектам или такие эффекты очень ограничены. Результаты 56 тематических исследований показывают, что все серьезные симптомы были обратимыми и не приводили к летальному исходу, — при пероральном приеме внутрь 1,7 мг никотина / кг массы тела. Именно на основе этих данных разумно заключить, что максимальный уровень содержания никотина необходимо ограничить 20 мг на порцию (пауч).
Запретить проще, чем регулировать
Поскольку проблема с распространением высококонцентрированных никотинсодержащих паучей уже есть, ее нельзя игнорировать. Необходимо сочетать регулятивные меры и регламент, определяющий свойства никотинсодержащей продукции.
Если говорить о запретах, то, безусловно, необходимо запретить продажу никотинсодержащих паучей несовершеннолетним – это даже не обсуждается.
Другим шагом должно стать определение законодательных требований к продукту. Производители паучей уверены, что у их продукции есть социальная функция, связанная с тем, что их употребление может снизить зависимость от табака и табакокурения. Евразийская экономическая комиссия предварительно уже включила никотинсодержащую продукцию в перечень продукции, подлежащей регулированию. Интересы потребителей, общества и бизнеса будут учтены, если в нормативных актах и / или технических регламентах максимальный уровень содержания никотина будет установлен в диапазоне 20 мг на порцию (пауч). Аналогичная доза содержится в никотиновых жвачках и аэрозолях, которые продаются в аптеках.
Дополнительным аргументом в пользу регулирования, а не полного запрета, может стать опыт Европы и США. Например, в Швеции, где паучи разрешены, доля курильщиков традиционных сигарет снижается и в настоящее время составляет 4%. Также отмечается общее снижение числа заболеваний, связанных с курением табака. В США в октябре 2019 года никотинсодержащие некурительные продукты перорального потребления были официально объявлены менее вредными, чем сигареты. Производители паучей могут заявлять, что их продукция уменьшает риски заболеваний (рака легких, эмфиземы и т.п.), вызываемых курением. Опыт этих стран позволяет утверждать, что регламентирующий подход является эффективным и социально приемлемым.
Однако общество нуждается не в крайностях, а в тонкой настройке поведения людей, чтобы с помощью продуманного законодательства мотивировать их беречь свое здоровье и жизнь. Наука в состоянии предложить обоснованные нормы содержания никотина в бестабачных паучах, — и государство может использовать результаты профильных исследований, чтобы взять ситуацию под свой эффективный контроль, который помимо ограничения количества никотина в продукции, должен предусматривать введение принципов ответственного маркетинга и запрет продажи такой продукции несовершеннолетним.