Рынок доставки в Казахстане через три года вырастет в 10 раз. Один из будущих трендов – казахстанцы станут чаще заказывать еду на дом. Такого мнения придерживается генеральный директор Glovo в Казахстане Карим Богуспаев. В интервью корреспонденту «Капитал.kz» он рассказал, почему испанская компания решила выйти на рынок РК, как она делит прибыль с ресторанами и как скоро окупится ее бизнес.
- Карим, в 2019 году сразу три зарубежных игрока по доставке, в их числе Glovo, зашли на рынок Казахстана. Чем он интересен для компаний этой сферы и почему для экспансии был выбран именно прошлый год?
- Если говорить о причинах, почему наша компания зашла на казахстанский рынок доставки, то их несколько. Первая – большое количество пользователей мобильных телефонов в Казахстане, их более 80%. Вторая – высокая скорость проникновения мобильного интернета. В Казахстане один из лучших показателей среди стран постсоветского пространства по использованию технологий 4G. К тому же, рынок электронной коммерции очень динамично развивается в республике – это один из ключевых показателей, почему было принято решение об экспансии. Еще один немаловажный фактор, на который мы опирались – развитие в стране рынка доставки еды на дом. Этот сегмент имеет огромный потенциал. Уточню, что Казахстан стал 22 страной для нашей компании, где мы присутствуем.
- Как долго компания принимала решение о том, что будет развивать бизнес в нашей стране?
- Решение было принято очень быстро, менее чем за год.
- На какие факторы нужно обращать особое внимание, запуская такой сервис?
- Первый критерий, который стоит учесть, многогранность бизнеса, то есть в нем очень много составляющих. Если вы собираетесь запускать сервис доставки еды, то вы должны понимать, что вашим клиентом является не только заказчик, но и рестораны, курьеры. Это усложняет всю бизнес-модель. Второй критерий – бизнес по доставке операционный, поэтому тут важно очень четко выстраивать все процессы взаимодействия с тремя группами, которые я назвал. Нужно детально продумывать всю цепочку: от момента поступления заказа до его доставки до двери потребителя. Если какой-то процесс в цепочке пойдет не так, то сервис может потерять клиента, даже навсегда.
Еще один фактор, за которым стоит следить и в который необходимо инвестировать ресурсы, – это техническая поддержка приложения. Так как бренд и компания являются новым продуктом на рынке, то, конечно, у пользователей могут возникать вопросы, как им пользоваться. Например, у нашей компании нет физического call-центра, так как это большие затраты и расходы на содержание профессиональных сотрудников, аренду помещения и т.д. Но наша техническая поддержка работает в режиме приложения, и мы выстроили процессы таким образом, что ответ на запрос пользователя в среднем составляет менее 90 секунд.
- Тогда какой процент от прибыли в среднем приходится выплачивать ресторанам и магазинам?
- Если анализировать рынок доставки СНГ, который схож с нашим, то средняя комиссия для ресторанов-партнеров составляет около 30-35% от суммы заказа. Чуть дальше от нас, например, в Румынии размер комиссии уже ниже: 27-32%.
- На чем еще зарабатывают компании по доставке?
- Мы, например, получаем оплату за доставку товара, когда пользователь использует функции «Курьер», «Что угодно», «Супермаркеты» или «Аптеки». Ведь нужно учитывать, что основной статьей затрат являются курьеры – их услуги достаточно дорогие. И этот тренд актуален для разных стран, и Казахстан не исключение – здесь высокие комиссии, которые сервисы по доставке выплачивают партнерам.
Стоимость доставки товара зависит от региона. Например, в России, Украине цена в эквиваленте на тенге составляет от 650 тенге, в Казахстане – от 300 до 600 тенге.
- Сколько курьеров требуется для того, чтобы выполнить все заказы на сегодняшний день?
- Количество курьеров зависит не только от спроса, но и от модели работы сервиса по доставке. К тому же немаловажно и какую зону покрытия намерена освоить компания. Потому что, как правило, сервисы доставки еды, заходя в город, покрывают только его определенную часть для того, чтобы выстроить все операции. Например, если мы берем определенную локацию, то наш бизнес будет зависеть от трех факторов. Во-первых, от числа заказов, которое планируется получить. Во-вторых, от транспорта, на котором будут передвигаться курьеры. Если бы сервис по доставке выбрал для развития бизнеса Испанию, то ему потребовалось бы меньше курьеров для аналогичного количества заказов, чем в Казахстане. Это связано с тем, что там развита культура использования мопедов, велосипедов курьерами – этому способствуют и погодные условия.
В Казахстане не развит этот вид транспорта. В том же Нур-Султане суровый климат, особенно зимой, не позволяет использовать мопеды, велосипеды. В результате мы стараемся осуществлять часть заказов через курьеров, имеющих личное авто. Это не такси. Но все равно, из-за того что в столице снежные зимы, бывают метели, иногда скорость доставки может затягиваться.
На доставку влияет и много других факторов, поэтому мы не можем назвать какое-то оптимальное количество курьеров, даже в рамках Алматы или Нур-Султана.
- А в Алматы сколько доставщиков у вас работает?
- В Алматы зарегистрировано более 3500 – это 70% от всего нашего пула курьеров. В тех городах, где мы представлены (Алматы, Нур-Султан и Шымкент), на нашей платформе зарегистрировано более 5 тыс. курьеров. Эти цифры должны дать представление, сколько курьеров требуется для работы бизнеса по доставке. И хотя число курьеров у нас практически еженедельно меняется, можно сказать, что обозначенное количество курьеров комфортно для покрытия существующего спроса на рынке по доставке.
- Расскажите, сколько денег пришлось инвестировать в бизнес в Казахстане?
- Это конфиденциальная информация. Но в любом случае мы расцениваем свои вложения как инвестиции в развитие рынка.
- А в целом какую сумму нужно вложить в сервис по доставке?
- Все зависит от модели ведения бизнеса, какие города намерен охватить сервис. На мой взгляд, для полномасштабного запуска службы доставки потребуется от $500 тыс. Все зависит от географии, количества курьеров, партнеров и т.д.
- Быстро ли окупаются эти деньги?
- По-разному, все зависит от бизнес-модели. На рынке электронной коммерции в Казахстане и в мире средний срок окупаемости составляет 3-5 лет.
- Расскажите про обороты Glovo в Казахстане.
- Пока мы не готовы делиться этими данными.
- По крайней мере ваши ожидания по прибыли оправдались? Вы уже в плюсе?
- Пока рано делиться конкретными цифрами. Но могу сказать, что наши первые ожидания оправдались, и результаты работы показывают, что у рынка есть серьезный потенциал для развития.
- Насколько быстро растет наш рынок доставки?
- По нашим оценкам, рынок доставки еды ежегодно увеличивается более чем на 20%. Предполагаю, что после того, как на рынке доставки появилось больше игроков, стала развиваться культура доставки еды на дом, поэтому указанная цифра будет только расти. Тот факт, что на рынке появилось несколько зарубежных сервисов, скажется только положительно. Совместными усилиями мы сможем дать толчок развитию этого сегмента, предоставляя качественный сервис клиентам.
- В какую сумму вы оцениваете объем казахстанского рынка доставки?
- Сложно оценить, потому что местный рынок еще достаточно молод, он только начинает набирать обороты. Если же посмотреть на соотношение населения и доли пользователей, которые заказывают еду, то в Казахстане эта цифра составляет около 3%. То есть именно столько людей делают заказы. Для сравнения: в мире эта цифра достигает 15%, в Великобритании – 21-23%. Пока казахстанский рынок доставки очень маленький, как минимум, по нашим оценкам, он может вырасти в 7 раз за счет развития городов, улучшения сервиса.
- Есть ли какая-то специфика работы на нем?
- Перед выходом на рынок мы провели тщательный анализ условий, возможностей и особенностей казахстанского рынка. Поэтому во время запуска сюрпризов и сложностей не было.
Если говорить об особенностях рынка, то Казахстан стал для сервиса самым холодным регионом по погодным условиям, где мы представлены. Это касается, конечно же, запуска сервиса в Нур-Султане. Однако мы прекрасно понимали это и были готовы к этому. Специально для Нур-Султана мы подготовили рюкзаки для наших курьеров, которые максимально удерживают тепло блюд при доставке.
Еще одна отличительная особенность – это транспорт. Самый эффективный вид транспорта для доставки – мопеды. На них курьеры не устают, а путь не подвержен пробкам. Но в Казахстане не было культуры вождения мопедов. Мы планируем развивать эту индустрию и влиять на инфраструктуру городов.
- Ключевым конкурентом Chocofood была Foodpanda Kazakhstan, часть международного сервиса по онлайн-заказу и доставке еды Delivery Hero. В 2017 году Chocofood поглотил конкурента. Как считаете, стоит ли ожидать на рынке Казахстана в ближайшие 2-3 года сделок по слиянию, поглощению?
- В краткосрочной перспективе не видим предпосылок для сделок по слиянию или поглощению. Сейчас рынок на стадии активного развития и каждый игрок пытается занять свою нишу, но все может измениться.
- У вас есть намерения поглотить какой-то из существующих сервисов?
- На мой взгляд, предпосылок для таких планов пока нет.
- По вашему мнению, какие бизнес-модели сервисов по доставке будут востребованы?
- Учитывая, что на рынке есть службы доставки, предоставляющие качественный сервис, доверие населения к мобильным приложениям по доставке будет только расти. Поэтому, по моим оценкам, в тренде будут маркетплейсы и full delivery.
- Какие тенденции появятся в ближайшее время?
- Один из основных трендов, над которым будут работать сервисы доставки, – это улучшение качества своих услуг, сокращение времени доставки. Еще один тренд – развитие рынка доставки в регионах, это будет долгий процесс просвещения среди населения, которому будет сложно привыкнуть к сервисам такого рода. Кроме того, нужно работать над повышением уровня доверия к своим услугам и курьерам.
- По вашим оценкам, какого объема достигнет наш рынок доставки?
- По оценкам McKinsey, в 2019 году он составит более $96 млрд. Предположу, что в Казахстане рынок доставки еды через 3-4 года также увеличится в 10 раз. Этот прогноз объясним: местный рынок пока еще очень маленький, и он только начал развиваться.