Все больше городских жителей предпочитает покупать натуральные продукты без добавок. Кто-то ищет мясо, молоко и овощи в интернет-магазинах, кто-то по нескольку раз в месяц отправляется за свежими продуктами к фермерам. Основатель компании Biogorod Олжас Кулетов считает, что недостаточно произвести качественный продукт, важно уметь его продать. Молодой предприниматель создает сервис, который помогает фермерам реализовывать свою продукцию. Что представляет собой этот бизнес, как построен и каковы его перспективы, Олжас Кулетов рассказал корреспонденту делового еженедельника Kapital.kz.
Решить проблемы фермеров
Моя семья занялась фермерством. Отец решил вместе с друзьями посадить на пустующих полях клубнику, а потом и малину. Обычно все знают потребности рынка и какой продукт нужно производить, но не знают, как его продавать. Мы также столкнулись с этой проблемой. Большинство фермеров отправляются на рынок, чтобы там продать свою продукцию перекупщикам по невыгодной цене. Это большая проблема для них. Мы пошли другим путем: загрузили в машину урожай и начали предлагать его друзьям и знакомым. Люди скупали ягоды ящиками и интересовались другой фермерской продукцией. Так, помимо ягод, мы стали привозить и другие продукты.
Первые партнеры
Мы шли вслепую, многое
делали интуитивно. Начали с развития Instagram. Позже придумали
название компании. Наладили партнерство как с мелкими, так и с
крупными производителями, которые не знают, что молоко или мясо можно продавать
через Instagram. Некоторые поставщики вышли на нас сами: так нашей клубникой заинтересовался гастроном премиум-класса. Вдохновение и вектор
развития я заимствую у московской компании «Вкусвилл».
Разработка платформы
Сейчас разрабатывается платформа, на которой будут выстроены все бизнес-процессы, начиная от заказа и заканчивая доставкой. Расскажу как работает платформа: сначала заказ поступает к нам, после чего автоматически уходит фермеру, которого мы снабдили IT-программой. В режиме онлайн фермеры будут вести финансовую часть своего бизнеса. Пока же они пользуются привычными схемами, записывают все в тетрадь. После того как заказ поступает фермеру, он его подтверждает либо отклоняет, тогда заказ уходит к другому фермеру. Все стадии процесса автоматизированы. В этой же программе курьер на карте видит заявки, адреса и номера телефонов. Мы дистанционно можем следить, как происходит доставка. Получается закрытый цикл. Это может быть утопией, но моя глобальная цель – сделать так, чтобы между фермером и потребителем осталось минимальное количество посредников.
Я думаю, что наш проект несет также и социальную нагрузку. Ведь мы помогаем фермерам продавать продукты. Они смогут упорядочить отгрузку товара с помощью программы, больше не придется вести записи в тетради, можно будет вести электронный учет данных, например, сколько было собрано урожая с клубничных полей и сколько отгружено, прослеживать годовую отчетность. Это поможет планировать доход и предпринимать меры для достижения нужных показателей. Именно так мы начали работу с фермой отца.
Инвестиции в проект
Онлайн-сервис, который мы сейчас разрабатываем, построен на деньги от продажи клубники. Также мы выиграли грант в 2 млн тенге по
программе от «Даму». Постепенно смогли снять офис и оборудовать его. В общем, пошли по принципу "заработали – вложили". Но именно на данный период
работаем в ноль. В команде работает 5
человек и один курьер. Сейчас нам помогает Центр
занятости предпринимателей. Они дают возможность на некоторый период взять
сотрудника к себе на стажировку и платят ему небольшую зарплату.
Я бы хотел
прийти к тому, чтобы каждый сотрудник имел долю в компании, это даст им
больше мотивации для работы: со временем компания станет самоуправляемой, каждый будет ответственен за свою работу.
Основные траты – зарплата сотрудникам, помещение, расходы на маркетинг. Каждый месяц на таргетированную рекламу мы тратим около 60-80 тыс. тенге. Офис нам обходится около 85 тыс. тенге. Зарплата сотрудников пока ниже рыночной, около 80-120 тыс. тенге, планирую ее поднимать.
На продукцию ставим среднюю стоимость исходя из ситуации на рынке. Здесь все
зависит от проданных объемов. За доставку берем символическую сумму - 200 тенге, на
бензин для курьера. Средний чек клиента - 7-10 тыс. тенге. Также упаковываем товар. Пока мы можем реализовать порядка 30% произведенной нашими партнерами продукции.
Конкуренция и эксперименты
Своих конкурентов я таковыми не считаю. Наоборот, наблюдение за ними помогает мне в создании сервиса и выстраивании отношений с клиентами. Если брать крупных игроков, где многомиллионные инвестиции, то конкурировать с ними глупо. Мы находим товар, который не представлен у них, и доставляем его другими объемами. Например, у нас был эксперимент с поставкой кобыльего молока. Предложили покупателям привозить свежий продукт каждый день в течении 7-10 дней. Так происходит и с мясом: если кому-то нужны большие запасы, мы их привезем. Постоянно пробуем продавать новые продукты. В Алматы есть компании, которые также занимаются поставкой фермерских продуктов. Они заранее дают фермерам определенную сумму денег, чтобы те к сезону вырастили для них нужный продукт. Такая стратегия win-win помогает людям становиться более открытыми, они готовы работать совместно.
Основной наплыв
клиентов был в теплое время года. Специализируясь только на ягоде, в день мы
обслуживали по 86 заказов. Сейчас для клубники не сезон, и количество заказов уменьшилось до
6-15 в день. Вместо ягоды мы доставляем мясо, яйца, молочные продукты.
Будущее за онлайн, за теми, кто владеет биг-дата и знает о клиенте почти все. У таких ребят намного больше возможностей. А еда – это огромный пласт, который стоит в начале этого этапа.