Если еще три года назад сервис для просмотра кинофильмов онлайн основную прибыль получал благодаря продаже рекламного времени, то теперь ситуация изменилась, сообщил в интервью корреспонденту «Капитал.kz» директор по маркетингу и стратегии медиасервиса MEGOGO Иван Шестаков. Он также рассказал, какие тенденции сейчас существуют на этом рынке, вырос ли сегмент платящей аудитории и интересны ли онлайн-кинотеатрам киноленты «Казахфильма».
- Иван, расскажите, что изменилось в бизнесе онлайн-кинотеатров за прошедшие 1-3 года. Это время пошло им на пользу?
- Определенно, да. Давайте я объясню на нашем примере. Изначально – в 2011 году – MEGOGO запускался как сервис для просмотра фильмов и сериалов. Причем работали мы легально, то есть покупали контент у правообладателя и предлагали его аудитории. Но интернет был наполнен пиратскими сервисами, с которыми было крайне тяжело конкурировать. Поэтому нам пришлось подстраиваться под ситуацию и стать бесплатными, зарабатывая на рекламе, это и стало нашей бизнес-моделью на старте. Однако мы ждали любого сигнала о том, что аудитория готова платить, ведь рекламных доходов недостаточно для покупки прав на контент. С первых месяцев работы сервиса у нас были доступны и платные фильмы. И даже несмотря на то, что за них с самого начала практически никто не платил, мы все равно продолжали их покупать и выкладывать. Постепенно количество покупок стало расти, и мы расширяли подборку, пока не вышли на полноценную библиотеку всех фильмов-новинок. Тем не менее мы, как и все контентные сервисы на Западе, стремились к ежемесячной подписке – наиболее удобной для пользователей и выгодной для нас модели. Вот только такой привычки у пользователей на постсоветском пространстве не оказалось – у нее просто не было шансов развиться в условиях, где практически весь контент многие десятилетия был условно бесплатным. Но ситуация изменилась, когда мы нашли тот продукт, за который пользователи уже много лет как привыкли платить раз в месяц – это телевидение. И когда мы запустили его на нашей платформе, этот продукт стал нашим «локомотивом», к которому мы добавили библиотеку фильмов. Сейчас телевидение плюс кинофильмы являются нашим основным продуктом на всех рынках. Сегодня мы находимся на следующей стадии развития – кроме наших основных продуктов запускаем дополнительные, чтобы захватывать новые рынки и расширять аудиторию.
- То есть вы хотите сказать, что комплексные продукты, которые буквально год назад были интересны пользователям, сейчас уже не помогают таким сервисам, как MEGOGO, наращивать бизнес?
- Помогают. Мы продолжаем развивать основной продукт, но новые продукты нам жизненно необходимы для увеличения динамики роста и завоевания все новых рынков, а это череда экспериментов, такие внутренние стартапы призваны стать трамплином для всего сервиса. Если развивать только основной продукт, то через два-три года вряд ли получится конкурировать с более смелыми бизнесами. Любой диджитал-сервис должен непрерывно развиваться, чтобы выжить и вырасти в среднесрочной перспективе. Идеально – развиваться, чуть опережая рынок.
- Вы в одном из интервью говорили, что с точки зрения страновой структуры вашего портфеля Казахстан занимает 3-е место. Но это было в 2016 году, и тогда РК уступала только Украине и России. А сейчас как?
- Ничего не изменилось. Казахстан по-прежнему для нас третья страна по удельному весу пользователей и по доходу от них.
- Сколько у вас сейчас пользователей?
- В Казахстане ежемесячно 3 млн людей пользуются нашим сервисом. Растет аудитория не столько количественно, как качественно. Пользователи приходят и уходят, но все больше остаются, конвертируясь в подписчиков.
- Много денег они вам приносят?
- Всегда хочется больше, но достаточно, чтобы покрыть расходы и вложить разницу в будущее развитие.
- А ваши пакеты? Они подорожали?
- Все дорожает и контент тоже. Какого-то плана по увеличению стоимости наших пакетов нет. Нужно следить за рынком и соблюдать разумный ценовой уровень в сравнении с остальными игроками.
- Вы сказали, что зарабатываете на рекламе. Какой процент вашей прибыли приходится на нее и какой на подписчиков?
- Давайте я начну отвечать на ваш вопрос с конца. Платящая аудитория в Казахстане – чуть менее 10%. И эти 10% пользователей приносит нам 70% доходов, остальные 30% – это реклама.
- Как давно вы стали зарабатывать на рекламе меньше, чем на подписчиках?
- Еще три года назад все было наоборот – 90% прибыли мы получали от рекламы, причем рекламные доходы не уменьшаются, а только увеличиваются, просто очень сильно растет доля платного продукта для пользователей.
- Для вас, как для бизнесменов, имеет значение изменение этой пропорции?
- Рекламных денег всегда не хватает для того, чтобы покрыть затраты на покупку контента. Производители тратят на него много времени и усилий, поэтому их цены выше, чем совокупный доход от рекламы. Киностудии большую часть денег зарабатывают на кинопрокате, других вариантов масштабного заработка пока не существует. С существенным отставанием следом за кинотеатром следуют телеканалы и интернет-платформы.
- Насколько сильно вам мешает YouTube?
- Он забирает большую долю видеорекламных бюджетов. Если мы говорим про кино и большинство сериалов, то на YouTube вы их не найдете, потому что правообладатели не отдают их для бесплатного показа, только за деньги. То есть мы конкурируем с YouTube только в рекламной модели с условно-бесплатным контентом. Что для нас более важно, так это время пользователя, которое он может отдать либо нам, либо другим сервисам, среди которых и YouTube.
- Тогда по фильмам и ТВ кто ваши основные конкуренты?
- Можно было бы назвать телеком-операторов, но на самом деле мы с ними партнеры. У операторов есть аудитория, у нас продукт, который их аудитория готова покупать. Например, оператор в рамках своего пакета может предлагать абонентам еще и подписку на MEGOGO. Либо мы можем сделать вместе с ними отдельный кобрендинговый продукт, который будет называться, как они захотят. Можем интегрироваться с мобильными операторами, чтобы их клиенты могли оплачивать подписку MEGOGO с мобильного счета. Мы работаем уже со всеми мобильными операторами и почти со всеми крупнейшими интернет-провайдерами в Казахстане.
- Кстати о телеком-операторах. У «Казахтелекома» есть амбициозный проект, который они запускают с февраля 2020 года – «Казахтелеком ТВ». Это будет примером партнерства или наоборот конкуренции?
- Мы давно являемся партнером «Казахтелекома» и участвуем в разных инициативах, надеемся, этот проект не будет исключением. Сегодня мы также сотрудничаем с Kcell, Алтел-Теле2, Beeline и др.
- Какова в принципе рентабельность вашего бизнеса?
- Мы прибыльная компания. Это раз. Доходность растет на 35-40% в год, и все заработанные деньги реинвестируются в развитие и новые продукты.
- Расскажите, каковы ваши основные статьи расходов?
- На первом месте контент – мы платим правообладателям и это львиная часть затрат. Остальное – расходы на техническую инфраструктуру, которая у нас полностью своя, и на оплату труда сотрудников – сейчас у нас работает почти 500 человек.
- Есть ли у вас инвестор?
- Конечно. На первых этапах инвесторы нас поддерживали, но в последние пару лет мы вышли на стадию полного самообеспечения.
- Сколько денег пришлось инвестировать в проект на старте?
- Десятки миллионов долларов.
- Если вам сейчас предложат продать бизнес, то за сколько вы бы это сделали?
- На данный момент нет планов продаваться. Но если бы и были, то за сотни миллионов долларов.
- Но есть же какая-то сумма, которая достойна переговоров?
- Мы нацелены скорее на IPO, чем на продажу за конкретную сумму. Боюсь, что мы хотим достичь существенно большего, чем любая сумма денег.
- Какие вызовы стоят перед такими бизнесами, как у вас?
- Мы боремся за то время, которое пользователи проводят на нашей платформе. До сегодняшнего дня максимум, на что мы могли рассчитывать – пара часов в сутки. Именно столько времени обычно есть у пользователя для просмотра фильма или ТВ. И нам этого мало, мы хотим существенно большего. Для этого мы запускаем новые и нетипичные для нас продукты.
- Вы упомянули киностудии. Есть ли в вашем портфеле киноленты «Казахфильма»?
- Да, конечно, и их хорошо смотрят на локальном рынке. Насколько я могу помнить, в нашей библиотеке есть практически все картины «Казахфильма», включая самые новые. Очень приятно, что качество локального кинематографа с каждым годом становится все лучше.
- Какие из них самые популярные?
- В топ по просмотрам входят: «Снайперы», «Десант», «Меня зовут Кожа», «Кунанбай», «Ер-Тостик и Айдахар», «Киллер», «Султан Бейбарс» и др.