USD
524.58₸
+13.360
EUR
551.91₸
+11.860
RUB
4.93₸
+0.200
BRENT
73.66$
+0.380
BTC
95548.90$
+149.600

Светодиодный тренд

Концепция умных городов включает LED-освещение

Share
Share
Share
Tweet
Share
Светодиодный тренд- Kapital.kz

Светодиоды считаются одной из перспективных технологий ХХI века. По мнению аналитиков, в ближайшем будущем их использование будет стремительно расти, и это неспроста. У LED-светильников есть ряд преимуществ перед лампами накаливания. Поняв это, предприниматель из Нур-Султана Каныбек Айтаков не стал терять времени и в 2010 году создал первый в Казахстане цех по производству светодиодных ламп. На тот момент для страны это был совершенно новый продукт. А спустя два года Каныбек взял кредит по госпрограмме «Дорожная карта бизнеса-2020», чтобы увеличить масштабы бизнеса. Корреспондент «Капитал.kz» узнал у генерального директора компании LED Solution Каныбека Айтакова о том, какие тенденции будут преобладать на рынке светодиодного освещения, какова специфика бизнеса и проблемах финансирования.

- Каныбек, расскажите, откуда пришла идея открыть производство светодиодных ламп?

- Как-то я смотрел передачу по ТВ про светодиодное освещение. Мне понравились три главных преимущества такого освещения: экономичность (если обычная лампа Ильича 60 ватт, то ее светодиодный аналог – 6 ватт); долгосрочность (срок годности лампы Ильича –1 год, светодиодных – до 5 лет) и экологичность (это абсолютно безвредно, в то время как энергосберегающие люминесцентные лампы содержат ртуть).

Потом я начал изучать подробнее технологию их производства и выяснил еще три фактора, которые в дальнейшем помогли мне открыть производство. Первый – производить такие лампы очень просто. Все комплектующие собираются как конструктор Lego. Собрать светодиодную лампу может любой человек, у которого есть паяльник. Вопрос только в скорости. Вручную можно собрать максимум 20 ламп, а при наличии надлежащего оборудования – до 10000 штук в день. Второй – новые технологии. Мы были пионерами на нашем рынке. Это дало нам большое преимущество перед конкурентами. И третий фактор – курс государства на зеленые технологии. Когда начали говорить об энергосбережении, я понял, что чем раньше открою производство, тем будет лучше.

- В чем специфика вашего бизнеса?

- Уже более ста лет люди используют лампы накаливания для освещения своих домов, городов, рабочих мест и производственных помещений. И только за последние несколько десятков лет начали широко развиваться альтернативные осветительные приборы. Вместо нитей накаливания предложили использовать всем известные люминесцентные лампы, а на смену им уже спешат светодиодные.

Пока на рынке не придумали что-то лучше светодиодных ламп. Сейчас мы производим не просто светодиодные приборы освещения, а светодиодные лампы с управлением. Наши изделия полностью соответствуют требованиям «Smart city». Такие лампы могут диммировать, включаться и выключаться в онлайн-режиме, их можно контролировать с помощью мобильного приложения и компьютера. У нас собственная система управления уличным освещением «I-ZHARYQ», она была разработана совместно с нашими европейскими партнерами. 

- Где применяются светодиодные лампы?

- Удешевление полупроводниковых светодиодов позволяет использовать их значительно шире, чем обычно. Не только в аппаратуре, как замена сигнальных ламп или для декоративного оформления, но и в качестве полноценной замены осветительных приборов.

Применение обширное: начиная от бытового освещения в домах, квартирах до освещения  промышленных помещений, и даже в автомобилестроении. В последнее время на новых моделях автомобилей для освещения используются светодиоды.

- Сколько денег пришлось вложить в это дело?

- В проект я вложил около $5 млн.

- Где брали финансирование?

- Средства на строительство завода были получены через фонд «Даму» в рамках программ «Дорожная карта бизнеса-2020» и «Даму Өндіріс». На первые полученные $200 тыс. мы приобрели оборудование. Затем, в 2014 году взяли еще 145 млн тенге и построили собственное производственное помещение в индустриальной зоне «Астана – Жана кала», 2700 кв. метров. Сейчас мы находимся в свободной экономической зоне, что дает нам привилегии в вопросе налоговых обязательств и освобождает от пошлин при таможенной очистке. Как бизнесмена, занимающегося производством, меня радует, что есть такие программы.

- Как быстро вы окупили вложенные средства и через какое время в бизнесе наступила стадия доходности?

- Мы еще не окупили свои вложения. К сожалению,  деньги, вложенные в производство, быстро не окупаются. Это долгосрочные инвестиции. Стадия доходности наступила на третий год после нашего открытия.

- Какова рентабельность бизнеса?

-  Рентабельность – 15-20 %.

- На что приходится большая часть затрат в бизнесе?

- Закуп сырья, материалов и транспортные услуги.

- Где закупаете сырье? Есть какие-либо проблемы с ним?

- В своем производстве мы максимально стараемся использовать казахстанское сырье. Его доля в производстве составляет 54%. Но, к сожалению, главные компоненты светодиодного светильника (диоды и блок питания) покупаем  за рубежом. Их у нас не производят. В будущем есть планы освоить производство блоков питания.

- Насколько стоимость светодиодных ламп отличается от обычных?

- Лампа накаливания 60 ватт стоит100 тенге, энергосберегающая люминесцентная лампа 11 ватт – 350 тенге, светодиодная лампа 5 ватт – 1000 тенге. Но есть тенденция: цена светодиодных ламп с каждым годом снижается.

- Какова себестоимость продукта?

- Все зависит от конкретной модели. Например, у нас в ассортименте около 100 штук разных ламп, у каждой своя себестоимость.

- Кто ваш покупатель? Например, на улицах Алматы, сейчас устанавливают Led-светильники. Похоже на то, что этот рынок находится в стадии активного развития.

- Это так, и дальше он будет развиваться еще активнее, потому что светодиодные лампы показали свою эффективность. Наши основные покупатели в области уличного освещения – это местный акимат. 

- Как обстоят дела с конкурентами, учитывая спрос на Led-светильники?

- Я бы не сказал, что дела с конкуренцией обстоят хорошо. Много продукции более низкого качества, но в 2-3 раза дешевле привозят из Китая и  России.

- С какими проблемами в этом бизнесе вам приходится сталкиваться?

- Большая конкуренция со стороны китайских и российских производителей. Они давят ценой, при этом качество у них на втором плане. Также на тендерах местных производителей не защищают. Там все упирается в стоимость товара – у кого она меньше, тот и победил. Например, мы даем на свою продукцию 10 лет гарантии. Но когда определяют победителя тендера, качество товара значения не имеет. Сейчас мы участвуем в ГЧП-проектах, на свои деньги модернизируем и строим сети освещения, и постепенно, в течение 5-10 лет государство нам возмещает наши затраты. И тут есть проблемы. ГЧП-контракты не принимаются в качестве залога, и они все в тенге. Это плохо влияет на привлечение зарубежных инвесторов.

- По вашему мнению, какие основные тенденции будут преобладать на рынке светодиодного освещения в ближайшее время?

- Мы думаем, будущее за умными городами, в связи с чем спрос на светодиодные осветительные приборы будет только расти. Я считаю, что мы на волне.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.