Стремление ограничить рост инфляции в Казахстане дело хорошее, но иногда предлагаемые в этом контексте меры могут выглядеть нелогично. Недавний запрос партии «Ак жол» на имя заместителя премьер-министра РК Романа Скляра о том, что три сотовых оператора, сговорившись, изменили условия действия по некоторым своим пакетам, скорее всего, как раз и объясняется их переживаниями о росте цен в стране. Такую мысль в беседе с корреспондентом центра деловой информации Kapital.kz высказал эксперт международной инвестиционной компании Exante в Казахстане Дмитрий Сочин. Он также поделился своими соображениями о том, почему одно не связано с другим, и дал более развернутый анализ ситуации.
Напомним, на днях члены партии «Ак жол» обратились к Роману Скляру с запросом, где заявили, что Activ, Kcell и Beeline по общему сговору изменили условия действия некоторых своих тарифов, согласно которым абонентская плата будет взиматься один раз в четыре недели. Раньше абоненты платили раз в месяц. «Изменение тарифных планов у операторов произошло практически единовременно. В настоящее время на рынке мобильных операторов фактически возникло доминирующее положение компании «Казахтелеком». Под ее контролем находятся два оператора из трех, то есть 60,4% казахстанского рынка», - говорится в депутатском запросе. Введение новых условий оплаты принесет мобильным операторам 38-55 млрд тенге в год, подсчитали акжоловцы.
- Дмитрий, почему из всего, что делают телекомоператоры, мажилисменов зацепило сокращение сроков действия пакетов до 28 дней?
- Можно только рассуждать на эту тему, но, на мой взгляд, это связано с тем, что в правительстве и Национальном банке регулярно звучат лозунги о том, что нужно бороться с ростом цен, снижать инфляцию. Депутаты, видимо, решили присоединиться к этой активности, но, не сильно разбираясь в экономике, начали не с тех вещей.
- Разве расходы на мобильную связь входят в список домиинирующих затрат казахстанцев?
- Они входят в потребительскую корзину, но не составляют львиную долю затрат наших граждан. Большую долю потребкорзины занимают продукты питания и коммунальные платежи. И странно говорить, что в Казахстане дорогая мобильная связь, так как в результате двух серьезных девальваций и гонки операторов за клиента цена услуг операторов снизилась, если говорить о стоимости единицы трафика для потребителя. Казахстан находится в списке стран, где тот же интернет стоит дешево. Дешевле, чем у нас, только в Иране. Есть более влиятельные на рост инфляции факторы, нежели сокращение действия пакета на 2-3 дня. Действия Нацбанка и правительства по-прежнему не согласованы, хотя постоянно ведутся разговоры о синхронизации. С одной стороны, Нацбанк держит базовую ставку на высоком уровне в целях удержания инфляции в заданном коридоре, а с другой - правительство утверждает различные программы по поддержке предпринимателей, в строительном секторе, которые в том числе реализуются через банки или тот же Нацбанк. Например, он является единственным акционером компании «Баспана». Конечно, ведутся регулярные разговоры о том, что нужно синхронизировать их действия, но вспомните, что мы перешли к инфляционному таргетированию в 2015 году и до сих пор монетарная и фискальная политика разрознена в отличие от нашего партнера по Евразийскому экономическому союзу – Российской Федерации, где они давно синхронизированы. И вот об этом должны говорить депутаты, почему мы запаздываем в этом процессе, не действуем, как Россия. Ведь это приводит к тому, что сейчас в России уровень инфляции ниже, чем в Казахстане, стоимость рубля также ниже. Поэтому их производители находятся в заведомо более выгодном положении, так как кроме низкой инфляции имеют более дешевые кредитные ресурсы. Соответственно, российские производители предлагают по своим товарам более конкурентные цены, и импорт из России в Казахстан растет, начиная с продуктов питания и заканчивая промышленными товарами. Депутатам есть смысл поднимать вопрос о фундаментальных причинах инфляционных процессов, а не делать то, что в конечном итоге ухудшает условия для бизнеса и вредит экономике.
- То есть корень зла не в том, что операторы хотят «увеличить свою прибыль»?
- Это нормально, когда частные компании к этому стремятся. Телекомбизнес у нас не субсидируется, поэтому компании должны зарабатывать сами и в достаточно сложных условиях. Они закупают оборудование за рубежом по ценам, выраженным в долларах и евро, помимо этого, операторы обновляют его постоянно, следовательно, тратят на это огромные деньги. В этом и заключается сложность телекомбизнеса: чтобы удовлетворять запросы абонентов по качеству связи, необходимо тратиться на поддержание инфраструктуры.
- Насколько вообще рационально направлять 38-55 млрд тенге из денег операторов на реализацию программы «Цифровой Казахстан»?
- Во-первых, не понятно, как они вели расчеты. Во-вторых, банки и телекомкомпании участвуют в цифровизации страны больше других, более того, они были в нее вовлечены еще до объявления о запуске программы «Цифровой Казахстан».
- И вопрос о тех же деньгах, но с другой стороны. Насколько правомерно со стороны людей, которые участвуют в законотворческой деятельности, вносить такие предложения?
- С точки зрения закона они могут создать этот прецедент. Но, насколько я понимаю, определить, есть признаки сговора на рынке или нет, может Комитет по регулированию естественных монополий Министерства национальной экономики РК.
- Так, депутаты опираются на то, что сразу три оператора одновременно ввели новые правила по своим пакетам.- Операторы внимательно следят друг за другом: если один ввел эту практику, то другой в срочном порядке может решить действовать точно так же.
- А в других странах как обстоят дела со сроком действия пакетов мобильных услуг? Насколько правомерно оператору предлагать абонентам тарифы на 28 дней?- В других странах существует многообразие в соответствии с нуждами абонентов. Есть недельные пакеты, месячные, годовые. Чем шире тарифная линейка, тем лучше для потребителей и бизнеса.