USD
444.32₸
-1.340
EUR
473.33₸
-1.250
RUB
4.76₸
-0.020
BRENT
87.97$
-0.470
BTC
65139.80$
-1204.800

Бой с ценой

Почему именно новые тарифные условия операторов так возмутили депутатов, рассуждал эксперт инвесткомпании Exante в Казахстане Дмитрий Сочин

Share
Share
Share
Tweet
Share
Бой с ценой- Kapital.kz

Стремление ограничить рост инфляции в Казахстане дело хорошее, но иногда предлагаемые в этом контексте меры могут выглядеть нелогично. Недавний запрос партии «Ак жол» на имя заместителя премьер-министра РК Романа Скляра о том, что три сотовых оператора, сговорившись, изменили условия действия по некоторым своим пакетам, скорее всего, как раз и объясняется их переживаниями о росте цен в стране. Такую мысль в беседе с корреспондентом центра деловой информации Kapital.kz высказал эксперт международной инвестиционной компании Exante в Казахстане Дмитрий Сочин. Он также поделился своими соображениями о том, почему одно не связано с другим, и дал более развернутый анализ ситуации.

Напомним, на днях члены партии «Ак жол» обратились к Роману Скляру с запросом, где заявили, что Activ, Kcell и Beeline по общему сговору изменили условия действия некоторых своих тарифов, согласно которым абонентская плата будет взиматься один раз в четыре недели. Раньше абоненты платили раз в месяц. «Изменение тарифных планов у операторов произошло практически единовременно. В настоящее время на рынке мобильных операторов фактически возникло доминирующее положение компании «Казахтелеком». Под ее контролем находятся два оператора из трех, то есть 60,4% казахстанского рынка», - говорится в депутатском запросе. Введение новых условий оплаты принесет мобильным операторам  38-55 млрд тенге в год, подсчитали акжоловцы.

- Дмитрий, почему из всего, что делают телекомоператоры, мажилисменов зацепило сокращение сроков действия пакетов до 28 дней?

- Можно только рассуждать на эту тему, но, на мой взгляд, это связано с тем, что в правительстве и Национальном банке регулярно звучат лозунги о том, что нужно бороться с ростом цен, снижать инфляцию. Депутаты, видимо, решили присоединиться к этой активности, но, не сильно разбираясь в экономике, начали не с тех вещей.

- Разве расходы на мобильную связь входят в список домиинирующих затрат казахстанцев?

- Они входят в потребительскую корзину, но не составляют львиную долю затрат наших граждан. Большую долю потребкорзины занимают продукты питания и коммунальные платежи. И странно говорить, что в Казахстане дорогая мобильная связь, так как в результате двух серьезных девальваций и гонки операторов за клиента цена услуг операторов снизилась, если говорить о стоимости единицы трафика для потребителя. Казахстан находится в списке стран, где тот же интернет стоит дешево. Дешевле, чем у нас, только в Иране. Есть более влиятельные на рост инфляции факторы, нежели  сокращение действия пакета на 2-3 дня. Действия Нацбанка и правительства по-прежнему не согласованы, хотя постоянно ведутся разговоры о синхронизации.  С одной стороны, Нацбанк держит базовую ставку на высоком уровне в целях удержания инфляции в заданном коридоре, а с другой - правительство утверждает различные программы по поддержке предпринимателей, в строительном секторе, которые в том числе реализуются через банки или тот же Нацбанк. Например, он является единственным акционером компании «Баспана». Конечно, ведутся регулярные разговоры о том, что нужно синхронизировать их действия, но вспомните, что мы перешли к инфляционному таргетированию в 2015 году и до сих пор монетарная и фискальная политика разрознена в отличие от нашего партнера по Евразийскому экономическому союзу – Российской Федерации, где они давно синхронизированы. И вот об этом должны говорить депутаты, почему мы запаздываем в этом процессе, не действуем, как Россия. Ведь это приводит к тому, что сейчас в России уровень инфляции ниже, чем в Казахстане, стоимость рубля также ниже. Поэтому их производители находятся в заведомо более выгодном положении, так как кроме низкой инфляции имеют более дешевые кредитные ресурсы. Соответственно, российские производители предлагают по своим товарам более конкурентные цены, и импорт из России в Казахстан растет, начиная с продуктов питания и заканчивая промышленными товарами. Депутатам есть смысл поднимать вопрос о фундаментальных причинах инфляционных процессов, а не делать то, что в конечном итоге ухудшает условия для бизнеса и вредит экономике.

- То есть корень зла не в том, что операторы хотят «увеличить свою прибыль»?

- Это нормально, когда частные компании к этому стремятся. Телекомбизнес у нас не субсидируется, поэтому компании должны зарабатывать сами и в достаточно сложных условиях. Они закупают оборудование за рубежом по ценам, выраженным в долларах и евро, помимо этого, операторы обновляют его постоянно, следовательно, тратят на это огромные деньги. В этом и заключается сложность телекомбизнеса: чтобы удовлетворять запросы абонентов по качеству связи, необходимо тратиться на поддержание инфраструктуры.

- Насколько вообще рационально направлять 38-55 млрд тенге из денег  операторов на реализацию программы «Цифровой Казахстан»?

- Во-первых, не понятно, как они вели расчеты. Во-вторых, банки и телекомкомпании участвуют в цифровизации страны больше других, более того, они были в нее вовлечены еще до объявления о запуске программы «Цифровой Казахстан».  

- И вопрос о тех же деньгах, но с другой стороны. Насколько правомерно  со стороны людей, которые участвуют в законотворческой деятельности, вносить такие предложения?

- С точки зрения закона они могут создать этот прецедент. Но, насколько я понимаю, определить, есть признаки сговора на рынке или нет, может Комитет по регулированию естественных монополий Министерства национальной экономики РК.

- Так, депутаты опираются на то, что сразу три оператора одновременно ввели новые правила по своим пакетам.- Операторы внимательно следят друг за другом: если один ввел эту практику, то другой  в срочном порядке может решить действовать точно так же.

- А в других странах как обстоят дела со сроком действия пакетов мобильных услуг? Насколько правомерно оператору предлагать абонентам тарифы на 28 дней?- В других странах существует многообразие в соответствии с нуждами абонентов. Есть недельные пакеты, месячные, годовые. Чем шире тарифная линейка, тем лучше  для потребителей и бизнеса. 

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.