В Алматы 21 ноября состоялась конференция «Цифровая трансформация бизнеса: опыт и передовая практика компаний в Казахстане», собравшая для дискуссии около 150 топ-менеджеров. Организатором мероприятия выступила компания SBER Solutions – основатель практики аутсорсинга бизнес-процессов в России, Казахстане и СНГ (бывший «Интеркомп», с 2018 года входит в Экосистему Сбербанка).
Участники дискуссии затронули самые разные аспекты цифровой бизнес-трансформации: от новых моделей потребления и digital customer journey до особенностей развития персонала в условиях диджитализации.
Одной из ключевых тем конференции стала концепция клиент-ориентированности в рамках цифровой стратегии развития бизнеса. Тон дискуссии задал Виталий Шемелин, управляющий директор по развитию корпоративного бизнеса Сбербанка Казахстан.
«Цифровой банк – это не просто банк без офисов. Это – совокупность сервисов, которые помимо стандартных операций включают решения для повседневной жизни клиента, будь то конечный потребитель или предприниматель», – отметил он.
Об индикаторах современных стратегий рассказал, в свою очередь, директор SBER Solutions в Казахстане Эрик Ашкенов.
«Если компания отвечает клиентским целям, то она будет автоматически соответствовать целям акционеров. Данное понимание задает новый виток в развитии бизнеса, – отмечает Эрик Ашкенов. - Далее следует стратегия компании, в которой очень важно выделить ключевой индикатор или KPI. Именно он определит точки опоры на пути к желаемому конечному результату».
«Так, например, если компания продает недвижимость, она может указать в своем KPI маржу на квадратный метр. В итоге именно этот показатель станет позиционировать ее как компанию, которая продает квадратные метры. Но если компания продает своим клиентам стиль жизни на ближайшие 15 лет, то в этом случае KPI, который они будут для себя открывать, – это lifetime value клиента», – приводит пример представитель SBER Solutions.
Участники мероприятия коснулись также тактики развития персонала в условиях трансформации: новое поколение требует новых подходов.
«Влиять на корпоративную культуру сегодня гораздо сложнее, не все специалисты способны на это», – говорит Эрик Ашкенов. По его словам, в этом вопросе важно учесть мнение ректора университета НАРХОЗ Эндрю Вахтеля, который указал на необходимость «крепкой сцепки бизнеса и системы образования».
«Сегодня напряжение выражается в новой форме – люди должны подстраиваться под стремительно меняющиеся условия внешней среды: думать, решать и делать все быстро. При этом объем информации, с которой сталкивается сотрудник, только растет. Как добиться результативности от персонала в новой реальности – непростой вопрос и ответить на него – настоящий вызов», – добавляет Эрик Ашкенов.
По мнению партнера консалтинговой компании Strategy Partners (входит в Экосистему Сбербанка) Дениса Собе-Панека, сегодняшний бизнес столкнулся с дилеммой: стоит или не стоит вкладываться в цифровую трансформацию. «С одной стороны, есть иллюзия, что новые технологии – это дорого и долго. Однако тренд на демократизацию приводит к радикальному снижению стоимости технологий, как это произошло, например, на рынке веб-разработки, где еще 10 лет назад создание сайта стоило миллионы рублей и занимало месяцы, а то и годы, а сегодня полноценный сайт можно сделать за неделю на любом конструкторе веб-сайтов», – отметил он.
«Я бы отказался от вопроса: сколько стоят IT-решения. Они могут стоить сколько угодно, но их главная задача – дать компании вход на рынок и сделать ее конкурентоспособной. То есть, вопрос надо ставить так: окупятся ли затраты на IT-технологии в рамках моего бизнеса? В борьбе за потребителей нужно инвестировать не в технологии, а в понимание потребителя, через маркетинг и создание ценности предложения. И если вы у меня спросите, сколько стоит IT-решение, то я отвечу: оно стоит ровно столько, сколько стоит построить внутри бизнеса подразделение или продуктовую команду, которая будет заниматься этим процессом», – пояснил Денис Собе-Панек.
Эксперт также отметил, что за красивыми словами об инновациях можно потерять суть. Часто происходит так, что бизнесмены пытаются внедрить инновации ради самих инноваций, не всегда зная, зачем. При этом ответ может быть достаточно простым: для того, чтобы потребитель выбирал продукт или услугу компании. Если технология позволяет бизнесмену сделать предложение ценности более убедительным, по-другому работать с потребителем, в нем есть смысл.
«Очень часто мы слышим про big data, искусственный интеллект, 3D-принтеры, и нам кажется, что вот он – ответ на вопрос, как раскрутить бизнес. Но если моя одежда не востребована покупателем, то печать этой одежды на 3D-принтере не станет выходом из ситуации. В данном случае нужно вложиться не в принтер, а в дизайнеров», – заключил Денис Собе-Панек.