Инвестиции в интернет-магазин могут равняться, а в некоторых случаях и превышать, вложения в открытие реального магазина. Сумма варьируется от десятков тысяч до нескольких миллионов долларов. В зависимости от собственных технических ресурсов, охвата и разнообразия товарных позиций интернет-магазины стремятся к оборотам до 100 млн тенге в год.
Рынок магазинов в Сети последние несколько лет активно развивается. Немалую роль играют так называемые нишевые ресурсы, которые предлагают определенную категорию товаров и чаще всего представлены в социальных сетях. Активно приходят и укрепляются сервисы такси и аренды машин, например, «Яндекс Такси» и Anytime. За последние полгода на рынок зашли и несколько food-tech-компаний: Glovo, Wolt, «Яндекс Еда».
Факторы роста
Если рассматривать интернет-магазины как самостоятельный сегмент, то их количество увеличивается, а спрос на товары и услуги растет. Наиболее активно ведут себя магазины электроники. При этом, как отмечает генеральный директор интернет-магазина Lamoda Мольдер Рысалиева, в Казахстане в среднем рост бизнеса интернет-магазинов составляет до 30% в год. При этом медленнее растут те ресурсы, что уже нарастили свою критическую массу.
На развитие рынка влияют одновременно несколько факторов: доступность интернета, повышение интернет-грамотности, высокая доля владельцев смартфонов в стране. Последнее может быть связано с тем, что набирают популярность китайские бренды среди мобильных телефонов, которые более доступны. На привлекательность торговли через интернет влияют также и некоторые зарубежные интернет-магазины, имеющие небольшую корзину и низкую стоимость за товар. В целом, отмечают участники рынка, растет и доверие к интернет-платежам, к тому же казахстанцы стали чаще пользоваться банковскими картами.
«Один из факторов, который тормозит развитие интернет-магазинов, – логистика. Тенге слабеет, а логистика не становится дешевле. Для быстрой логистики нужно подключать авиатранспортировку, с чем могут быть связаны некоторые трудности. Все-таки авиалогистика не только самая быстрая, но и самая дорогая. На мой взгляд, негативную роль оказывают «серые» игроки рынка, которые менее добросовестно относятся к своей работе. Обычно предложения таких магазинов более интересные за счет неоригинальных товаров, соответственно, низких цен и больших скидок. Один раз наткнувшись на таких мошенников, люди с осторожностью относятся к другим интернет-магазинам», – отмечает Мольдер Рысалиева.
Специфичность казахстанского рынка отмечает и Алексей Ли, СЕО Arbuz.kz. Он отличается сравнительно небольшим количеством населения и низкой плотностью проживания по всей территории страны. При имеющихся факторах не каждый интернет-магазин выдерживает необходимый уровень экономики проекта.
«Мы на сегодня работаем с более сотней поставщиков. И сотрудничаем с ними в формате классического реального супермаркета. То есть у нас есть коммерческий отдел, менеджеры по категориям товаров, которые занимаются выстраиванием взаимоотношений с поставщиками, заключением договоров, коммерческими условиями. Ежедневно несколько десятков газелей поставщиков приезжают на наш склад и производят разгрузку товаров. В целом за полтора года, с момента перезапуска проекта Arbuz.kz, сервис вырос в четыре раза, а месячный оборот компании составляет порядка 40 млн тенге», – говорит Алексей Ли.
Суммарно проект Arbuz.kz, включая два проведенных инвестиционных раунда, обошелся в более чем $1 млн. На первом этапе в декабре 2018 года Arbuz.kz получил инвестиции в размере $200 тыс. Летом текущего года на втором этапе интернет-магазин на $500 тыс. проинвестировал известный финансист Тимур Турлов. Привлеченный капитал направлен на создание нового фулфилмент-центра, пополнение автопарка, расширение ассортимента, а также на дальнейшую разработку собственных IT-систем. В целом история ресурса начинается с 2012 года, но в середине прошлого года основатель сервисов Ticketon и Aviata Алексей Ли полностью выкупил проект и занялся его активным развитием.
«Многие до сих пор меня спрашиваю зачем инвестировать в онлайн- магазин, если он не сопоставим с оффлайн-магазинами, который в нашей нише товаров широкого потребления занимает 85%-90%. Да, в большинстве своем, многие не верят в онлайн-супермаркеты и их потенциал. Но мы понимаем все нюансы бизнеса, потому что команда обладает успешным опытом запуска проектов в электронной коммерции»,- говорит владелец Arbuz.kz.
Нечего делить
Активным делают рынок и бутиковые интернет-магазины, торгующие через социальные сети. Но владельцы крупных сервисов относят их скорее к формату семейного бизнеса, представляющего собой мини-прилавок отдельных категорий товаров: одежды, косметики, аксессуаров и т.д. Об оборотах и прибыли подобных интернет-мини-маркетов известно немного, но их «живучесть» также зависит от маркетингового продвижения и способности лавировать между спросом и предложением. Вторая категория торговли в сети – крупные интернет-магазины, ежемесячные обороты которых могут измеряться сотнями миллионов тенге. Этих средств будет достаточно, чтобы проект считал себя самодостаточным и жизнеспособным. Как отмечают представители рынка интернет-магазинов, большая часть затрат уходит на разработку качественного сайта, мобильных приложений, маркетинг и доставку.
«Как правило, в интернет-магазинах работает так называемая «экономика масштаба», которая подразумевает и четкое позиционирование, – подчеркивает Алексей Ли. – Arbuz.kz – это онлайн-супермаркет, который в течение дня доставляет заказ. Мы имеем и привлекаем определенную целевую аудиторию в данной нише и в перспективе намерены строить масштабную историю. Маленькие бутиковые интернет-магазины своими конкурентами не считаем».
«Мы не считаем, что Instagram- или Facebook-магазины составляют нам большую конкуренцию или отнимают нашу нишу по продаже одежды, – согласна с коллегой и генеральный директор интернет-магазина Lamoda в Казахстане. – Для этого у них должны быть абсолютно другие объемы, к тому же у нас совершенно разные целевые аудитории. Наши покупатели понимают, что такое хороший сервис и оригинальная продукция. Если говорить об Instagram-магазинах, то люди не всегда могут быть уверены в подлинности товаров. Чаще всего в таких магазинах покупает та аудитория, которая осознанно готова платить за контрафакт и носить люксовые бренды, стоимость которых равна стоимости вещей с рынка».