USD
449.58₸
-0.490
EUR
486.94₸
-1.570
RUB
4.86₸
BRENT
86.18$
-0.010
BTC
70391.40$
+996.200

Магазины в Сети: в бизнес мало кто верит, но он есть

В среднем рост бизнеса интернет-магазинов составляет до 30% в год

Share
Share
Share
Tweet
Share
Магазины в Сети: в бизнес мало кто верит, но он есть- Kapital.kz

Инвестиции в интернет-магазин могут равняться, а в некоторых случаях и превышать, вложения в открытие реального магазина. Сумма варьируется от десятков тысяч до нескольких миллионов долларов. В зависимости от собственных технических ресурсов, охвата и разнообразия товарных позиций интернет-магазины стремятся к оборотам до 100 млн тенге в год.

Рынок магазинов в Сети последние несколько лет активно развивается. Немалую роль играют так называемые нишевые ресурсы, которые предлагают определенную категорию товаров и чаще всего представлены в социальных сетях. Активно приходят и укрепляются сервисы такси и аренды машин, например, «Яндекс Такси» и Anytime. За последние полгода на рынок зашли и несколько food-tech-компаний: Glovo, Wolt, «Яндекс Еда».

Факторы роста

Если рассматривать интернет-магазины как самостоятельный сегмент, то их количество увеличивается, а спрос на товары и услуги растет. Наиболее активно ведут себя магазины электроники. При этом, как отмечает генеральный директор интернет-магазина Lamoda Мольдер Рысалиева, в Казахстане в среднем рост бизнеса интернет-магазинов составляет до 30% в год. При этом медленнее растут те ресурсы, что уже нарастили свою критическую массу.

На развитие рынка влияют одновременно несколько факторов: доступность интернета, повышение интернет-грамотности, высокая доля владельцев смартфонов в стране. Последнее может быть связано с тем, что набирают популярность китайские бренды среди мобильных телефонов, которые более доступны. На привлекательность торговли через интернет влияют также и некоторые зарубежные интернет-магазины, имеющие небольшую корзину и низкую стоимость за товар. В целом, отмечают участники рынка, растет и доверие к интернет-платежам, к тому же казахстанцы стали чаще пользоваться банковскими картами.

«Один из факторов, который тормозит развитие интернет-магазинов, – логистика. Тенге слабеет, а логистика не становится дешевле. Для быстрой логистики нужно подключать авиатранспортировку, с чем могут быть связаны некоторые трудности. Все-таки авиалогистика не только самая быстрая, но и самая дорогая. На мой взгляд, негативную роль оказывают «серые» игроки рынка, которые менее добросовестно относятся к своей работе. Обычно предложения таких магазинов более интересные за счет неоригинальных товаров, соответственно, низких цен и больших скидок. Один раз наткнувшись на таких мошенников, люди с осторожностью относятся к другим интернет-магазинам», – отмечает Мольдер Рысалиева.

Специфичность казахстанского рынка отмечает и Алексей Ли, СЕО Arbuz.kz. Он отличается сравнительно небольшим количеством населения и низкой плотностью проживания по всей территории страны. При имеющихся факторах не каждый интернет-магазин выдерживает необходимый уровень экономики проекта.

«Мы на сегодня работаем с более сотней поставщиков. И сотрудничаем с ними в формате классического реального супермаркета. То есть у нас есть коммерческий отдел, менеджеры по категориям товаров, которые занимаются выстраиванием взаимоотношений с поставщиками, заключением договоров, коммерческими условиями. Ежедневно несколько десятков газелей поставщиков приезжают на наш склад и производят разгрузку товаров. В целом за полтора года, с момента перезапуска проекта Arbuz.kz, сервис вырос в четыре раза, а месячный оборот компании составляет порядка 40 млн тенге», – говорит Алексей Ли.

Суммарно проект Arbuz.kz, включая два проведенных инвестиционных раунда, обошелся в более чем $1 млн. На первом этапе в декабре 2018 года Arbuz.kz получил инвестиции в размере $200 тыс. Летом текущего года на втором этапе интернет-магазин на $500 тыс. проинвестировал известный финансист Тимур Турлов. Привлеченный капитал направлен на создание нового фулфилмент-центра, пополнение автопарка, расширение ассортимента, а также на дальнейшую разработку собственных IT-систем. В целом история ресурса начинается с 2012 года, но в середине прошлого года основатель сервисов Ticketon и Aviata Алексей Ли полностью выкупил проект и занялся его активным развитием.

«Многие до сих пор меня спрашиваю зачем инвестировать в онлайн- магазин, если он не сопоставим с оффлайн-магазинами, который в нашей нише товаров широкого потребления занимает 85%-90%. Да, в большинстве своем, многие не верят в онлайн-супермаркеты и их потенциал. Но мы понимаем все нюансы бизнеса, потому что команда обладает успешным опытом запуска проектов в электронной коммерции»,- говорит владелец Arbuz.kz.  

Нечего делить

Активным делают рынок и бутиковые интернет-магазины, торгующие через социальные сети. Но владельцы крупных сервисов относят их скорее к формату семейного бизнеса, представляющего собой мини-прилавок отдельных категорий товаров: одежды, косметики, аксессуаров и т.д. Об оборотах и прибыли подобных интернет-мини-маркетов известно немного, но их «живучесть» также зависит от маркетингового продвижения и способности лавировать между спросом и предложением. Вторая категория торговли в сети – крупные интернет-магазины, ежемесячные обороты которых могут измеряться сотнями миллионов тенге. Этих средств будет достаточно, чтобы проект считал себя самодостаточным и жизнеспособным. Как отмечают представители рынка интернет-магазинов, большая часть затрат уходит на разработку качественного сайта, мобильных приложений, маркетинг и доставку.

«Как правило, в интернет-магазинах работает так называемая «экономика масштаба», которая подразумевает и четкое позиционирование,  – подчеркивает Алексей Ли. – Arbuz.kz – это онлайн-супермаркет, который в течение дня доставляет заказ. Мы имеем и привлекаем определенную целевую аудиторию в данной нише и в перспективе намерены строить масштабную историю. Маленькие бутиковые интернет-магазины своими конкурентами не считаем».

«Мы не считаем, что Instagram- или Facebook-магазины составляют нам большую конкуренцию или отнимают нашу нишу по продаже одежды, – согласна с коллегой и генеральный директор интернет-магазина Lamoda в Казахстане. – Для этого у них должны быть абсолютно другие объемы, к тому же у нас совершенно разные целевые аудитории. Наши покупатели понимают, что такое хороший сервис и оригинальная продукция. Если говорить об Instagram-магазинах, то люди не всегда могут быть уверены в подлинности товаров. Чаще всего в таких магазинах покупает та аудитория, которая осознанно готова платить за контрафакт и носить люксовые бренды, стоимость которых равна стоимости вещей с рынка».

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.