Эффект от налогового моратория будет заметным только в том случае, если бизнес направит высвободившиеся средства на свое развитие и создание рабочих мест, говорят эксперты. Напомним, Касым-Жомарт Токаев в послании народу Казахстана сказал, что «мы всем обществом должны поддержать малый бизнес» и поручил правительству разработать законодательную основу освобождения компаний микро- и малого бизнеса от уплаты налога на доход сроком на три года. Эти поправки должны вступить в силу в 2020 году. Какого эффекта ожидает государство от таких мер?
Местные бюджеты не понесут потерь
По оценкам министра финансов Алихана Смаилова, налоговый мораторий обойдется в 108 млрд тенге. «Мы эти потери полностью возмещаем за счет трансферта общего характера. То есть местные бюджеты в итоге потерь никаких не понесут. В рамках трансфертов общего характера, которые мы вносим на трехлетку, это уже предусмотрели», – пояснил министр.
В целом аналитики позитивно оценивают введение налогового моратория. «Инициатива государства по введению моратория своевременна. По-прежнему вся экономика Казахстана построена на сырьевой ренте. И сейчас экономика страны подошла к этапу исчерпания, стало понятно, что нужно находить внутренние источники роста. Сырье, в частности нефть, уже не растет в цене так, как прежде. По оценкам, в ближайшие три года черное золото не будет заметно дорожать, сейчас у нефти фаза падения котировок. В 2020-2021 годы можно будет ожидать снижение цен на это сырье до минимальных уровней», – считает эксперт международной брокерской группы Tickmill Арман Бейсембаев.
Такая поддержка поможет компаниям укрепиться: у малого бизнеса есть шанс за эти три года стать средним бизнесом, микропредприниматели – могут стать малыми. «Но важно, что будет через три года, когда мораторий перестанет действовать. Как бы не получилось так, что мы сейчас бизнес освобождаем от налогов, а через три года этих налогов станет еще больше, и все, что было сделано за эти три года, не будет иметь никакого эффекта», – отмечает собеседник.
Арман Бейсембаев считает, что не стоит рассматривать норму о поддержке бизнеса в узком контексте, «нужно мыслить шире». «Налоговый мораторий окажет эффект на всю экономику страны, так как, скорее всего, высвободившиеся средства от налогов бизнес будет направлять на развитие, станет масштабироваться. Это приведет к созданию новых рабочих мест. Люди, которые устроятся на небольшие предприятия, станут получать зарплату, начнут ее тратить на продукты, качественную медицину, образование – за счет этого будет расти уровень потребления, а значит – и экономика. Кстати, наибольшая часть этих работников станет открывать депозиты в банках, делать пенсионные отчисления. Таким образом, будут определенные вливания, как в банковский сектор, так и в пенсионный», – отмечает аналитик.
Под мораторий попадет не весь микробизнес
Как оказалось, освобождаться от налога на прибыль будет не весь микро- и малый бизнес. «В Казахстане числится 1 млн 308 тыс. субъектов микро- и малого бизнеса. Из них 1 млн 236 тыс. используют специальный налоговый режим. А именно – работают по патенту, по упрощенной декларации, когда предприниматели платят 2% или 3% от их общего дохода. Вот эти лица теперь будут освобождены от уплаты налогов на доход на три года», – сообщил Алихан Смаилов.
Генеральный директор DAMU Capital Management Мурат Кастаев задается вопросом, почему под освобождение попадут только те субъекты, которые работают на специальных налоговых режимах. «Мы считаем, что вводимая мера по налоговому мораторию должна быть единой для всех субъектов микро- и малого бизнеса, и налоговый режим должен быть одним для всех. Иначе бизнес на общеустановленном режиме будет уходить в специальные налоговые режимы или другими путями укрывать свои доходы. В целом же инициатива президента по введению моратория позитивна, она может стать важным шагом для перезагрузки отношений между государством и бизнесом. Микро- и малый бизнес занимает 28% ВВП Казахстана, однако его доля в налоговых поступлениях в бюджет в несколько раз меньше. Соответственно, для бюджета выпадающие налоги, которые недополучат местные бюджеты, будут несущественными, но для самого малого бизнеса поддержка будет ощутимой», – считает аналитик.
«Бизнес постоянно за что-то платит»
Корреспондент «Капитал.kz» поинтересовался у аналитиков: может быть, вместо того, чтобы вводить налоговый мораторий те же 108 млрд тенге следовало бы направить на социальную сферу… Они уверены, что эта мера не дала бы ожидаемого эффекта.
«Наш государственный бюджет и так достаточно социальный, ведь на социальные цели идет почти его половина. Полагаю, что мораторий позволит микро- и малому бизнесу окрепнуть, снизить долговую нагрузку, увеличить рабочие места. В свою очередь за счет этого увеличится платежеспособный спрос в экономике. Однако нужно помнить, что меры по поддержке бизнеса должны идти совместно с реформами по снижению государственного участия в экономике. Если госсектор и квазигоссектор доминируют в экономике, то как бы ни поддерживали частный бизнес, ему физически некуда расти и расширяться», – отмечает Мурат Кастаев.
Другой собеседник считает, что временный мораторий по налогам для малого бизнеса лучше, «чем раздача средств». «Снижение налогового бремени предполагает появление денег у предпринимателей, которые не потратят их целиком на потребление, а смогут развивать бизнес, увеличивая объем товаров и услуг в экономике. Что в отличие от первого способа, инфляцию не раскачивает. Деньги на развитие бизнеса – это и закупка товаров и услуг, и зарплата новым сотрудникам, а значит – НДС и подоходный налог, то есть возврат в бюджет. Плохо то, что мораторий – это кампанейщина, а не ясная долгосрочная политика. Налоговая система Казахстана давно нуждается в упрощении и более точной привязке к целям экономического развития. Сейчас налоговый учет и налоговая система отнимают слишком много ресурсов. Это неэффективные траты», – считает экономический аналитик Асет Наурызбаев.
Одновременно Арман Бейсембаев подчеркивает, что ни в коем случае не стоит дофинансировать социальную сферу за счет бизнеса, жертвуя налоговым мораторием.
«Если есть потребность в дополнительных вливаниях в систему образования, здравоохранения, этого не стоит делать за счет бизнеса. Бизнес и так в Казахстане как дойная корова. Предприниматели у нас в стране и так сильно ущемляются: около 40% своей прибыли бизнес направляет на налоги, какие-то взносы. Он постоянно за что-то платит. Если же государство планирует нарастить расходы на социальную сферу, то оно может взять эти ресурсы за счет сокращения госаппарата, имиджевых страновых проектов, дотаций на квазигоссектор. В Европе, США в малом бизнесе занята значительная часть населения. Предполагаю, что в Казахстане такая же ситуация. Трудоустроив определенную весомую часть населения, можно снизить нагрузку на социальную сферу. Так, этой категории уже не нужно будет выплачивать пособие по безработице, предоставлять какие-то льготы, она сама себя будет обеспечивать», – считает аналитик.
Как нарастить долю МСБ?
В своем недавнем выступлении Алихан Смаилов также отметил, что доля МСБ в Казахстане составляет 28,7% к ВВП. «Перед нами стоит задача к 2025 году увеличить эту долю до 35%, а к 2050-му – до 50%», – напомнил министр финансов.
Арман Бейсембаев говорит, что для наращивания доли МСБ необходима политическая воля. «Во-первых, государству стоит снизить «градус» зарегулированности бизнеса. Во-вторых, обеспечить стабильные и предсказуемые правила игры. То есть законодателям не нужно так часто, как это происходит у нас, переписывать налоговый, таможенный кодексы. Законодательная база должна быть предсказуема. В-третьих, в стране необходимо обеспечить неприкосновенность частной собственности. Никакой предприниматель не может быть уверен в том, что завтра к нему не придут, и не отберут бизнес. И последний пункт – все должны быть равны перед законом. Это условие у нас в стране зачастую нарушается. Таким образом, для создания фундамента для развития бизнеса необходимы все те критерии, которые я обозначил», – подчеркивает аналитик.